Особенности кожеозерской обители

Особенности кожеозерской обители

1.     Удаленность и уединенность монастыря

2.     Монастырский устав

3.     Отсутствие электричества

4.     Простота быта


1.   Удаленность и уединенность монастыря.

«Отдаленность монастыря от  населенных мест, его положение на далеком севере <…> на крайсветном острове – накладывают особый отпечаток на всю его жизнь и уже сами по себе сильно влияют на воображение благочестивых богомольцев, возбуждая их любознательность и желание посетить этот монастырь, прославленный житием, подвигами и чудесами великих подвижников». Эти слова, сказанные П. Федоровым о Соловках, в значительной степени можно отнести и к Кожеезерской обители, которая по сей день остается почти безлюдной пустынью, удаленной от селений, не имеющей автомобильных дорог.

С конца мая по ноябрь часть пути до монастыря нужно пройти пешком (18 или 30 км). Зимой добраться в обитель можно на монастырском снегоходе.

Сестер, собирающихся в монастырь, просим не беспокоиться о сложности пути: если вы заранее предупредите по телефону о своем прибытии и договоритесь – вас встретят на железнодорожной станции и доведут до монастыря.

 «Как у Христа за пазухой» – наверное, так можно описать ощущение паломника, попавшего на Кожозеро, которое представляется тем самым неведомым тридесятым царством из детских сказок. Одно из первых ярких впечатлений от Кожозера – царящая здесь многокилометровая тишина, которой так не хватает в городской многоголосой сутолоке. Услышав Кожеезерскую тишину, начинаешь понимать, чего искали подвижники прошлых столетий, уходя из достаточно удаленных от мира обителей в лесную глушь. В их числе преподобный Никодим Кожеезерский, который 36 лет провел в безмолвной пустыне в 15-20 км от Кожеезерского монастыря на реке Никодимке, которая в то время называлась Хозъюга. Слово «пустыня» связывается в сознании с каменными или песчаными безжизненными пространствами. На Руси же обычно пустынями называли лесные пространства, в которых пустынно, так как там на много верст вокруг не встретишь человеческой души. Таких обширных пустынь не имеется ни в одном другом государстве мира.

Тишина, окружающая Кожозеро, невольно внушает благоговение вновь прибывшему. Так один паломник, пожелавший потрудиться во славу Божию на распилке дров, озадачил насельницу обители вопросом: «А здесь пилить-то можно? Тишина такая…» Кажется, лишь один звук достоин – нет, не нарушить, но дополнить эту тишину – звук монастырского колокола, призывающего на службу. 

2.     Монастырский устав

Ориентиром уклада монастырской жизни Кожеезерского монастыря является устав Глинской пустыни, последнего монастыря послереволюционной России, продолжавшего строго хранить монашеские традиции. Самое важное – не соблюдение внешнего устава, но следование православному духу, незримо передающемуся через монахов, которые были связаны с жизнью духовно процветающей в 1940-50 годы обители, через тех людей, которые бывали в Глинской пустыни. Настоятель Кожеезерской обители иером. Михей (Разиньков) в детстве и юности имел редкую возможность общаться с одним из духовников Глинской пустыни, с 1960-х гг. жившим на Кавказе, бывать на службах, которые совершались им с большим благоговением. Стремление соответствовать духу Глинской пустыни проявляется в желании настоятеля, чтобы все насельники неукоснительно посещали богослужения, в преимущественном внимании к благоустроенному чтению и пению.

По уставу утренняя служба в Кожеезерской обители начинается в половину четвертого утра молебном преподобным Серапиону и Никодиму Кожеезерским. Подъем в три утра требует усилий, понуждения себя, но духовно укрепляет осознание того, что это установление, соблюдаемое лишь в немногих обителях (например, на Афоне, в скиту Оптиной пустыни и нек. др.), соответствует святоотеческой традиции. После молитвенного воззвания к устроителям монашеской жизни на Кожозере совершается установленный святыми отцами суточный круг служб: полунощница, утреня, часы, Литургия. Прихожанину городского храма, попавшего на монастырскую службу, многое  кажется необычным. Например, не сразу привыкаешь к тому естественному обстоятельству, что утреня в соответствии с названием и содержанием совершается утром, а не вечером, как это принято в приходской практике. Устраняется возникающее в этом случае смущение от того, что прошение из ектении «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» слышишь в вечерние часы. А какой радостью наполняется сердце, когда возглас «Слава Тебе, Показавшему нам свет» звучит в храме, наполненном солнечными лучами.

После утренней службы – трапеза, во время которой продолжает звучать язык богослужения, так как жития святых нередко читаются на церковнославянском. После трапезы краткий отдых и послушания до вечерней службы (кроме праздничных и воскресных дней), которая начинается в три часа дня.  Так, утренняя и вечерняя службы делят суточный круг на две части, начало каждой из которых освящено Богослужением. Богослужение – центр монашеской жизни. Средоточие самого Богослужения – соборная молитва, направляемая действиями священнослужителей и клира.

Основное попечение настоятеля Кожеезерской обители – благоустроенное чтение и пение. Именно это, по убеждению о. Михея, бывшего регентом в Оптине и Троице-Сергиевой Лавре, определяет монашескую настроенность.

Во время служб нередко звучит древний знаменный распев. В 1988 г. настоятель Оптиной пустыни архимандрит Евлогий в беседе с о. Михеем указал на то, что не стоит всю службу делать знаменной, так как это нелегко для восприятия современного человека. В соответствии с этим древнерусский распев на службах в Кожеезерском монастыре вводится вкраплениями: знаменное исполнение неизменяемых песнопений, догматиков, тропарей обычно производит глубокое впечатление на паломников, посещающих обитель. Знаменный распев вытесняет из сознания молящегося человека все наносное, отвлекающее и развлекающее ум. И казавшиеся ясными и привычными молитвенные воззвания – «Господи, помилуй», «Подай, Господи» – обретают новый, более глубокий смысл.

3.     Отсутствие электричества

По дороге в Кожеезерский монастырь вы постепенно ускользаете из цепких объятий цивилизации. Прежде всего пропадает мобильная связь. Вопрос «Как можно жить без мобильного телефона?» в кожеезерском пространстве перестает быть риторическим и получает утвердительный ответ: «Можно. Спокойно». Даже спутниковый телефон, приобретенный на случай крайней необходимости, чувствует себя на Кожозере неуверенно: часто хандрит, норовит выйти из строя.

Во-вторых, у вас исчезает необходимость в деньгах, чья власть, казалось бы, всепроникающа. Но что могут значить дензнаки, если до ближайшей точки купли-продажи 110 км?

Наконец о том, что современному городскому жителю может показаться еще более невероятным, чем отсутствие связи и безполезность [2] денег: монастырь поддерживает благочестивую традицию русских монастырей на Афоне, в которых не используется электричество.

Люди удивляются, когда узнают, что в обители нет электрического освещения, интернета, мобильной связи и других привычных в миру вещей. Но зачем нести в лесную пустынь то, что мешает духовному образу жизни? Конечно, нужно находить правильную грань, чтобы не было искусственности, чтобы не превращать церковь в музей. Потому что церковь это жизнь – и жизнь во Христе. Например, завели генератор, чтобы можно было пользоваться сваркой, перфоратором, другими необходимыми инструментами. Ведь современные люди не владеют ремеслами. Пахать и косить приходится по старинке, на лошади. Но есть намерение приобрести трактор – когда позволят средства.

У людей, посещающих монастырь проездом, отсутствие электричества обычно вызывает сочувствие: «Как? даже телевизора нет? бедные…» Но те, кто прожил в обители не день и не два и проникся духом этого места, отсутствие электричества воспринимают как приобретение. Особенно ясно это ощущается в храме. Яркий свет электрической лампы, который мы привыкли видеть на витринах, в клубах, развлекает ум и рассеивает молитву. Неслучайно многие благочестивые архипастыри были против использования электрического света в церкви. Так святейший Патриарх Алексий I (Симанский) говорил о том, что освещение в храмах должно быть скромным, мягким, даже чуть затемненным. Заходя в храм перед утренней службой, невольно замираешь: полумрак, более или менее густой в зависимости от времени года, согрет мерцающими огоньками неугасимых лампад перед Распятием, храмовыми иконами Божией Матери «Тихвинская» и святителя Николая Чудотворца, образом преподобного Никодима Кожеезерского. Это вызывает благоговейное ощущение соприсутствия Невидимого, но вся Исполняющего. Постепенно возжигаются свечи – сперва перед образом прп. Никодима во время молебна, на полунощнице затепливается свеча Господу, на утрене – Богородице, празднуемым святым. К Литургии обычно выходит солнце.

4.     Простота быта

Удаленность от мирских жилищ подталкивает к тому, чтобы вернуться к простому образу жизни, исконному для русского православного человека. Молитва и труд, чтобы питаться от плодов рук своих, как заповедал Господь. Это одно из важных условий монашеской жизни со времени ее возникновения.

Образ жизни в Кожеозерском монастыре похож на сельский быт. Здесь есть все необходимое для жизни: храм, двухэтажный дом, в котором можно разместить 15-20 человек, баня, огороды.

Конечно, здесь многое нужно делать самим: печь хлеб, носить воду. С одной стороны это жизненно необходимо, а с другой стороны – радуешься, что делаешь все своими руками.

Сами печем просфоры для службы и хлеб. Муку завозим по зимнему пути. В монастыре есть также запас круп, консервов. К сожалению, из-за малочисленности нет возможности завести корову или хотя бы кур. Если зимой можно привезти молочное, яйца – то летом на себе не донесешь: тяжело и портится в дороге быстро.

 Воду для повседневных нужд берем из озера, как и везде на севере, а питьевую – из колодца или источника, который даже зимой не замерзает. Вода в нем удивительно прозрачная и вкусная. Это отмечают все, кто ее пробовал.

В монастыре несколько огородов – выращиваем самое необходимое: картофель, свеклу, морковь, лук, чеснок. В теплицах растут огурцы, помидоры, сладкий перец. Одна из паломниц, Людмила, донесла до обители и помогла посадить саженцы яблонь, сливы, вишни, рассаду клубники.

А хочется ведь успеть посадить не только жизненно необходимое, но, например, цветы – чтобы было чем украсить храм на праздники. И вообще цветы большее утешение – особенно здесь. Ведь цветы – это зримое выражение благодати Духа Святого.

Летом и ранней осенью богатый урожай грибов и ягод. Разные годы богаты разными ягодами: если лето раннее и теплое -  много малины, в другой год - урожай клюквы или морошки. Каждый год собираем чернику: черника толченая с сахаром - утешение на трапезе в постные дни. Растет здесь малина, калина, есть домашняя смородина. Стараемся запастись на зиму травами: прежде всего иван-чаем и таволгой, которые можно заваривать вместо чая. Вообще Кожозеро богато разнотравьем. Часто спрашивают, почему не заведем пасеку – а причина одна: не хватает людей.

Август-сентябрь - грибное время. Обычно среди паломников находится заядлый грибник, который обеспечивает монастырскую трапезу грибами. А если готовим запас на зиму – идем за грибами все вместе. Бывает и так, что искать грибы не нужно – они растут прямо на дороге: и белые, и маслята, и красноголовики.

В озере водится различная рыба: щука, налим, ряпус, окунь и др. Последние годы, отмечает о. Михей, рыбы стало значительно меньше, хотя и это, видимо, не без Божьего промысла: чтобы меньше тревожили место, издавна определенное для молитвенного уединения, любители рыбалки, наслышанные о рыбном изобилии на Кожозере.