Создание женской обители

Создание женской общины на Кожозере 

В 2007-2008 году владыка Архангельский и Холмогорский Тихон дал благословение на то, чтобы собирать женскую общину на Кожозере. Это решение поддержал и нынешний правящий архиерей – митрополит Даниил. В то время еще не было известно, что Господь благословил это начинание еще 100 лет назад - через священномученика Вениамина (Кононова). Он был духовником Архангельской епархии, настоятелем Антониево-Сийского монастыря, а затем последним настоятелем Соловецкой обители. В 1917 году он побывал в Кожеезерском монастыре и дал совет преобразовать его в женскую обитель. Промыслительно, что одна из первых насельниц Кожеезерского монастыря, прибывшая в обитель в 2010 году, оказалась прихожанкой единственного в России храма в честь соловецких преподобномучеников Вениамина и Никифора.

Сестры помогают наладить быт обители, несут клиросное и пономарское послушания. До появления сестер в обители отцу Михею часто приходилось на службах петь одному. А для него, как для регента, пение, клирос всегда было особенно значимо. Одна из побывавших в обители сестер сообщила о том, что до революции в Кожеезерском монастыре было установлено пение акафиста перед иконой Божией Матери «Тихвинская». Отец Михей благословил возобновить эту традицию. Другая сестра передала в дар монастырю икону Божией Матери «Тихвинскую» - в честь этой иконы освящен ныне действующий храм монастыря. После вечерней службы от лампадки перед храмовой иконой Божией Матери «Тихвинская» берется огонь и все насельники идут крестным ходом с пением «Богородице Дево, радуйся». Этот крестный ход - напоминание о канавке в обители прп. Серафима, которого здесь особо почитают.

Из-за удаленности и малоизвестности Кожеезерского монастыря сестер сюда пока приходит немного. Обычно приезжают ненадолго – познакомиться с монастырем, проверить себя. Поэтому состав насельниц меняется. Правда, есть и сестры, которые прожили в обители несколько лет.

Отец Михей уверен: для того, чтобы жизнь здесь наладилась, вошла в устоявшееся русло, нужно хотя бы 5-7 человек, постоянно поживающих в обители. И очень важно, чтобы это были люди одного духа, которые будут нести немощи друг друга, помогать, прощать, терпеть.

Можно взять такой пример. Если взять одно-два полена и пытаться растопить ими печку – они будут плохо гореть, даже если они сухие. Но когда таких поленьев много – то тогда огонь разгорается. Люди поддерживают друг друга, становится легче. Даже когда приезжают паломники-миряне, но люди благожелательно настроенные, воцерковленные, единодушные – становится гораздо легче, так как появляется поддержка, взаимопомощь. Ведь современные люди, за редкими исключениями, неспособны на это, не хватает сил. А здесь монастырь, хотя и в таком уединенном месте – пустынножительный монастырь. Здесь с помощию Божией должны собраться сестры, желающие монашеской жизни.

Кожеезерский монастырь только возрождается. Это тот монастырь, который нужно созидать самому, своими молитвами и трудом. Но как советует лаврский духовник отец Кирилл (Павлов), «не надо бояться скорбей, суровых условий. Любить надо скорби, а не бежать от них в более комфортные условия». А условия в обители не такие уж и суровые. Здесь есть все необходимое для жизни.


Из-за удаленности и малоизвестности Кожеезерского монастыря людей сюда приходит немного. Обычно приезжают ненадолго – познакомиться с монастырем, проверить себя. Поэтому состав людей, находящихся в монастыре, меняется. Правда, есть и сестры, которые прожили в обители несколько лет.

Отец Михей уверен: для того, чтобы жизнь здесь наладилась, вошла в устоявшееся русло, нужно хотя бы 5-7 человек, постоянно поживающих в обители. И очень важно, чтобы это были люди одного духа, которые будут нести немощи друг друга, помогать, прощать, терпеть. Можно взять такой пример. Если взять одно-два полена и пытаться растопить ими печку – они будут плохо гореть, даже если они сухие. Но когда таких поленьев много – то тогда огонь разгорается. Люди поддерживают друг друга, становится легче. Даже когда приезжают паломники-миряне, но люди благожелательно настроенные, воцерковленные, единодушные – становится гораздо легче, так как появляется поддержка, взаимопомощь. Ведь мы не отшельники – современные люди, за редкими исключениями, неспособны на это, не хватает сил. А здесь монастырь, хотя и в таком уединенном месте – пустынножительный монастырь. Здесь с помощию Божией должны собраться люди, желающие монашеской жизни.

 

Возрождение монастыря началось с приезда трех оптинских братий. В их числе был послушник Михаил (Разиньков), ставший впоследствии настоятелем обители. Первый приезд о. Михея с целью ознакомления с монастырем пришелся на 16 / 29 апреля 1998 года, а в 1999 г. в этот же день, ровно через год, по Божьему смотрению, состоялось заседание Св. Синода, на котором было благословлено открытие обители. Божий промысел на возрождение обители открывается и через духовника Троице-Сергиевой Лавры – архим. Кирилла (Павлова): о. Кирилл благословил братию образом прп. Амвросия  Оптинского, обретение мощей которого состоялось в том же 1998 году в день памяти прп. Серапиона Кожеезерского (27 июня / 10 июля). Именно в этот день во время обретения мощей прп. Амвросия о. Михей с двумя оптинскими братиями выехали с вещами из г. Онеги в монастырь.

В истории возрождения монастыря присутствует немало значимых совпадений, которые, конечно же, не могут быть случайными. Так, о. Михей, неся послушание регента в Оптине, отслужил последнюю службу там 3 / 16 июля, в день памяти прп. Никодима Кожеезерского. Так совпало, что в 1994 г. на праздник Успения Божией Матери о. Михей выехал из Оптиной пустыни, а в 1998 г. после многих дорожных трудностей ему удалось с вещами и материалами добраться до Кожеезерского монастыря также в день Успения Богородицы. Братия выехала из Котова (пустынного местечка на берегу Белого моря, в котором они подвизались около двух лет) в город Онегу 24 июня / 7 июля, в день памяти Иоанна Крестителя, Пророка и Предтечи Господня, с которым неразрывно связан престольный праздник Богоявленской обители, неслучайно в его честь был освящен деревянный храм, сооруженный над мощами прпп. Серапиона и Авраамия. А начало пути из Онеги в Кожеезерский монастырь пришлось на 27 июня / 10 июля. Один из братьев, м. Амвросий, постриженный с именем прп. Амвросия  Оптинского, заметил: «Знаете, а ведь сегодня день памяти преподобного Серапиона».

В течение 12 лет о. Михей не терял надежду на то, что в возрождающийся монастырь прибудет братия. Однако это ожидание пока не осуществилось. В 2011 году было получено благословение владыки Данила на создание женского монастыря на Кожозере. Исторической точности ради надо отметить, что решение о преобразовании Кожеезерского мужского монастыря в женский было принято много ранее – еще в начале XX в. Как пишет м. Евфимия Пащенко, в книге «Очерки из жизни православных северных женских монастырей сер. XIX – н. XX вв.» [3] «в Архангельской епархии в … 1917 г. предлагалось сделать женским монастырем пришедший в упадок мужской Кожеезерский <…> монастырь». В женских монастырях начала XX в., преобразованных из мужских, отмечался быстрый  рост численности сестер и благоустроение монашеской жизни. Сестрам из Сурского монастыря, основанного на родине св. прав. Иоанна Кронштадского, было предложено по желанию перейти в Кожеезерский монастырь с целью его преобразования в женский. Но помешало революционное смутное время, разорившее все монастыри.

После начинания устроения монашеской женской общины в жизни обители появились изменения: сестры обустраивают богослужение и быт обители, несут клиросное и пономарское послушания, возобновилось молебное пение акафиста перед иконой Божией Матери «Тихвинская», совершавшееся до разорения монастыря.

Обитель с радостью примет сестер, ищущих уединенного монашеского образа жизни. В случае прихода братии в монастырь возможно возрождение скита в честь Иоанна Предтечи, который ранее был при монастыре.