Светлой памяти владыки митрополита Иоанна Снычева

Светлой памяти владыки митрополита Иоанна Снычева 


С владыкой я виделся единственный раз в жизни. Это было в 1994 году в алтаре собора Александро-Невской лавры. Но теплое и благоговейное отношение к владыке сложилось у меня намного раньше встречи с ним - я воспринял его от моих родителей: протоиерея Иоанна (Разинькова) и мамы - матушки Валентины, которая лично знала владыку еще в юности. Мама рассказывала, что видела владыку Иоанна в храме города Бузулука Оренбургской области. Он буквально не выходил из храма, после службы всегда с большим благоговением читал акафисты. Сердце простого русского народа тянулось к его светлой личности, чувствуя благодать Божию, обитавшую в юном подвижнике. Даже когда он был еще молодым, люди уже чувствовали в нем истинного пастыря церкви Христовой.

2.jpgПромыслом Божиим владыка Иоанн был поставлен на Самарскую кафедру, где в Покровском соборе покоится его духовный отец и наставник, исповедник митрополит Мануил (Лемешевский), который еще в годы революции был страшен врагам Христовым - предателям-обновленцам. Владыка Мануил за полгода разгромил в Санкт-Петербурге обновленческий раскол и в дальнейшем почти всю свою жизнь провел в лагерях, страдая за истину и чистоту православной веры.

Православный народ Самары беззаветно любил своего доброго пастыря, который душу свою полагал за овец своих. Моя мама говорила: «Как любят люди владыку Иоанна!». Когда его перевели на Ленинградскую кафедру все православные люди г. Самары со слезами провожали владыку Иоанна, писали множество писем с просьбами о его возвращении.

3.jpg16 октября 2014 года осуществилось чаяние любящей самарской паствы - в Самаре был открыт памятник митрополиту Мануилу (Лемешевскому) и митрополиту Иоанну (Снычеву).

Помню, когда мне было лет 17-18, родители, отражая чаяние всего православного народа, говорили: «Вот стал бы во главе Русской Церкви человек такой святой жизни, как владыка Иоанн (тогда он был на Самарской кафедре) или владыка Симон (Рязанский) или владыка Мелхиседек (Свердловский)!».

Монахи Псково-Печерского монастыря рассказали мне про приезд владыки Иоанна (Снычева) к ним в обитель в самом начале 1990-х годов (тогда уже митрополита Ленинградского). Видимо, владыка Иоанн приезжал к великому православному старцу5.jpg за советом, с болью о судьбе России и церкви, и получил благословение на то, чтобы открыто говорить о развале России, проповедовать, предупреждать людей, открыто обличать предателей государства. Когда владыка Иоанн уехал, братья подошли к старцу Иоанну Крестьянкину, духовнику обители, и радостно поделились с батюшкой: «Отец Иоанн! Как владыка служил! Голос как серебряный колокольчик!». А отец Иоанн сказал в ответ: «Да, как колокольчик. А теперь как колокол зазвучит на всю Россию!».

В дни лихолетья начала 1990-х годов казалось, что все кончено: разрушена великая российская держава, власть захвачена духовными потомками революционеров начала XX века и предателями родины, почти уничтожена армия, попирается нравственность, людей открыто совращают сектанты всех мастей, которые даже выступали с амвонов православных соборов, а православная церковь не возвышает своего голоса - ведь почти никто из архиереев не решался открыто сказать о происходящем. И вот в это время стали выходить в центральных газетах многотысячными тиражами обращения владыки Иоанна. Впечатление было такое, как будто в душной комнате вдруг широко открыли окно и потоки свежего, живительного воздуха вливаются в эту комнату. Все православные люди радовались и воодушевлялись тем, что у нас есть такие пастыри-исповедники, выполняющие завет Христа: «Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин, гл. 10: 11).

Статьи владыки Иоанна, обращенные к стоящим у власти предателям и разрушителям государства, обличали их в том, что они губят доверчивый русский народ, развращают его и за это они ответят перед Богом. Для миллионов людей, как верующих, так и неверующих, его статьи стали голосом истины Христовой и свидетельством того, что Церковь жива.

19 октября 1995 года владыка Иоанн сделал доклад в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии перед духовенством всей епархии и учащимися семинарии. Этот доклад, сделанный за несколько дней до кончины владыки Иоанна, с быстротою молнии разнесся по всей Русской Православной Церкви. По промыслу Божию, это было последнее выступление владыки, явившееся его духовным завещанием всему православному народу.

Аудиозапись доклада митрополита Иоанна Снычева «Смотрите, не ужасайтеся»

Сам голос митрополита Иоанна, старца-исповедника оказывает благотворное действие на слушающего, потому что голос владыки - как и других духоносных старцев - несет истинный, исцеляющий дух христианский. Голос истинного христианина-проповедника, целомудренно прожившего свою жизнь, сохранившего пред Господом монашеские и архиерейские обеты, не может не исцелять жаждущую Христовой истины православную душу.

6.jpg

С днем кончины владыки Иоанна у меня связан необычный случай.

Я много раз бывал у Псковского старца Николая (Гурьянова), очень любил батюшку, был благодарен ему за молитвенную помощь. Господь сподобил меня поучаствовать в деле издания его книги «Слово жизни». Это был нотный сборник духовных песнопений, которые отец Николай собирал всю свою жизнь. Он был музыкальным человеком, у отца Николая в келье была фисгармония, он любил играть на ней и петь духовные песнопения. Я в это время был регентом братского хора Троице-Сергиевой лавры. Возможно, поэтому в один из моих приездов ко мне обратилась с просьбой одна из духовных чад отца Николая, как я понимаю, с благословения батюшки. Она попросила помочь издать этот сборник в лавре. С Божией помощью книгу быстро издали. Это было первое издание книги отца Николая.

Прошло несколько месяцев. Как-то днем я перед службой отдыхал в своей келье за Троицким собором. Келья моя находилась в монастырской стене. Вдруг на моих глазах от порыва ветра резко распахнулись дверь и небольшое окно в монастырской стене. К окну была прислонена недавно вышедшая книга «Слово жизни». От сильного удара книга раскрылась и упала на пол страницами вниз. Это произошло так резко и неожиданно, что произвело на меня необычное, сильное впечатление. Я поднял сборник – он был раскрыт на песнопении «Братский гимн»:

 В прежнее время порой надвигалось
 Грозно латинство на нас.
 Тайно и явно оно добивалось
 Русь уничтожить не раз.

 Много боролся за Веру Святую
 Наш православный народ,
 Эту глухую борьбу вековую
 Русь и доныне ведет.

 Послано Богом нам вновь испытанье:
 Тяжкое время невзгод.
 В этом суровом горниле страданья 
 Должен окрепнуть народ.

 Должен он Церковь и Родину смело 
 Грудью своей защитить, 
 Ради великого русского дела
 Жизни своей не щадить.

 Время под братской хоругвью сплотиться,
 Выступить против врага
 Всем, в чьей душе вера в Бога хранится,
 Всем, кому Русь дорога.

 В братской любви и в святом единенье
 Наших устоев залог.
 С ними не страшны врагов ухищренья.
 В правде поможет нам Бог.

Первое, что пришло мне на ум: «Умер отец Николай!». От этой мысли я сильно разволновался, потому что до меня уже не раз доходили слухи, что батюшка почил. Но истинный смысл происшедшего я узнал вечером, когда пришел на клирос. Братия сразу сказали мне, что почил владыка Иоанн. Стало ясно, что произошедший в келье случай - это было указание Божие.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи,

усопшему рабу Твоему, митрополиту Иоанну и сотвори ему вечную память!

Все святии земли Русской, молите Бога о нас!

 

Иеромонах Михей (Разиньков),

настоятель Кожеозерского Богоявленского монастыря

ноябрь 2017


Посмотреть все статьи