Библиотека
Описание Кожеозерской пустыни. Архангельск. 1881
Описание Кожеозерской пустыни (в Архангельской губернии).
От ея основания до настоящаго времени. Архангельск. Губернская типография. 1881 (Сочинение иг. Митрофана (Правоторова))
ПРЕДИСЛОВИЕ
Двадцать лет провел я в Кожеозерской обители, поступивши в нее первым с целию возстановить ее. И Господь помог мне и братии из развалин устроить скромную и благолепную обитель.
Мне уже 70 лет и я нахожусь при дверях гроба. Боюсь как бы не дать ответа Богу и угоднику Божию Никодиму, если не оставлю сведений будущим родам. После смерти моей, может быть, кто прочитает эту запись и помянет меня грешнаго; сам воспользуется и другим скажет, особенно в Архангельской и Олонецкой губерниях, где обитель Кожеозерская довольно известна.
М.П.
Основание Кожеозерской обители, еще более возрождение ея из запустения развалин и пепла показывает, что Сам Господь призрел с высоты Святыя Своея на труды праведных, что Он внял гласу моления их и освятил селение Свое, что Он возлюбил благолепие дома Своего и место селения Славы Своея.
Возобновление Кожеозерской пустыни
Обитель Кожеозерская по древности современна многим обителям в России. В самом начале она принадлежала Новгородской епархии. Многие Новгородские митрополиты были ея благодетелями, как видно по грамотам их на владение. Обитель сия именовалась пустынною, общежительною; братия содержалась своими трудами. В ней было 18 игумнов, в том числе был игумном святейший Патриарх Никон. При нем много было пустынников и он сам жил в пустыни; было 500 человек крестьян; при ней была волость Кяндя в 170 вер. от обители, - 4 соляных завода в разных местах.
С 1764 г. много пустынных обителей упразднилось, не смотря на то, что в ином месте и святыя мощи опочивают; монастыри обращены в приходские храмы, и Кожеозерская общежительная пустынь в то же время упразднена; она была без службы 85 лет.
Но пришло время и Господь внушил добрым людям обратить милостивое внимание на запустелую, отдаленную, разобщенную обитель Кожеозерскую.
В 1848 г. Преосвященный Варлаам, епископ Архангельский и Холмогорский, ныне Тобольский, обозревая свою епархию, между православными жителями и раскольниками, на западной стороне поморских берегов океана и Белаго моря, посещал приходския церкви, где были обители пустынныя, кои в царствование Государыни Екатерины II упразднены и обращены в приходския церкви. В том же числе и Кожеозерская пустынная обитель была упразднена в 1764 году и приписана к приходской Прилуцкой церкви, отстоящей от нея в 50 верстах.
Преосвященный Варлаам подробно изследовал о пустынной Кожеозерской обители по грамотам царей и митрополитов Новгорода. Она в древности славилась пустынным безмолвием. Несколько раз преосвященный Варлаам посещал ее зимою, и положил намерение с помощию Божиею возобновить Кожеозерскую обитель. В то время в Архангельске на Соловецком подворье управлял Соловецкий иеромонах Митрофан. Преосвященный Варлаам знал его лично.
В 1848 году 17-го апреля была память преподобнаго Зосимы, соловецкого игумена. Преосвященный Варлаам, по обозрении епархии, и после посещения разоренной Кожеозерской обители, пожелал в часовне Соловецкой отслужить молебен преподобным Зосиме и Савватию; после соборной обедни, и по окончании молебна, его преосвященство удостоило ради праздника своим посещением настоятельские кельи, которыми заведовал иеромонах Митрофан.
Тогда владыка повел разговор с о. Митрофаном: «У вас в монастыре много иеромонахов. Нет ли кого желающих возобновить Кожеозерскую обитель? В древности она была славна». О. Митрофан ему говорит: «В Соловецком старцы давно о ней сожалеют и пекутся. Кто бы пожелал возобновить. А Вашему Преосвященству возобновить угодно обитель? Я получил письмо от духовника Сергиевой Лавры иеромонаха Панкратия, он желает с некоторыми из братии Сергиевской возобновить Кожеозерскую обитель. Мне пишет доложить Вашему Преосвященству: будет ли благоизволение Ваше на то». Владыка сказал на это: «Я с усердием, сколько от меня будет зависеть, буду ходатайствовать о том у Святейшего Синода». Поклонился о. Митрофан Владыке и говорит: «Таким Вашим сочувствием и меня благословите. Есть мое давнее желание пожить в уединении». Владыка Митрофану в ответ: «Бог благословит меня и тебя, чадо, и поможет Своею благодатию и молитвами преподобнаго Никодима, Кожеозерскаго чудотворца, возобновить обитель». О. Митрофан поклонился Владыке в ноги и принял благословение. Владыка благословил: «Готовься, чадо, на сей подвиг от обители Соловецкой и пиши о. Панкратию от меня благословение. Я его желанию исполню с любовию».
Владыка начал подробно рассказывать историю Кожеозерской обители, и между прочим сообщил: Святейших Патриарх Никон был игумном три года, а прежде жил в пустыни около двух годов. Он намеревался перенесть обитель на остров от весенних наводнений на благорастворенный воздух. В древности славная была обитель - более 100 человек братии. «Был я, - говорил Пр. Варлаам, - в «Печенке» преподобного Трифона в Кольском уезде. И там существовала обитель».
Посещение Владыки, его речь и благословение обрадовали о.Митрофана. Проводивши святителя Христова, о. Митрофан со слезами поблагодарил Господа и преподобных Зосиму и Савватия.
С того времени более и более начал о. Митрофан помышлять о возобновлении обители Кожеозерской; у Владыки часто бывал он; и Владыка всегда напоминал о Кожеозерской пустыни. Потом о. Митрофан испросил у Владыки благословение подать прошение к своему Соловецкому настоятелю об увольнении его от управления Соловецким подворьем в Архангельске; и потом помолился Господу, Матери Божией и преподобным Зосиме и Савватию, чтобы начать дело. 15 августа 1848 года о. Митрофан был уволен от управления подворьем.
Возвратившись в Соловецкую обитель о. Митрофан сдал приходорасходныя книги в контору. И держит он намерение на будущую весну проситься у о. архимандрита Димитрия в епархиальное ведомство. Пригласил он с собою брата и духовнаго сына о. Пармена, разсказал ему подробно, как Владыка приглашал его, Митрофана, возобновить Кожеозерскую обитель. О. Пармен с любовию согласился, и они двео порешили оставить это дело до будущей весны или лета.
Преосвященный Варлаам на будущее лето, в Июне месяце писал письмо о. архимандриту Димитрию, приглашая его на экзамен в Семинарию, в Архангельск, и об о. Митрофане писал, чтобы и его взял с собою обозреть окрестности Архангельска.
О. архимандрит долго не объявлял о. Митрофану об этом письме. В то время о. Митрофан был в чреде богослужения, кончал последнюю неделю. По окончании череды, помолившись пред мощамии преподобных Зосимы и Савватия, с просфорою пошел о. Митрофан к о. архимандриту узнать, что об нем пишет Владыка. Принявши просфору о. Архимандрит сказал о. Митрофану: «о тебе Преосвященный пишет». О. Митрофан отвечает ему: «Желал бы узнать от вас, что пишет о мне грешном Преосвященный». О. Архимандрит говорит о. Митрофану: «Разве в епархию желаешь поступить?» «Благословите, о. Архимандрит, - желаю», - был ответ о. Митрофана. Архимандрит сказал: «Бог благословит» И о. Пармену со мною благословите ехать. «И его Бог благословит».
Принявши благословение о. Митрофан пошел к брату в келью и сказал ему, что о. Архимандрит отпускает их обоих. Написали общее прошение и оба вместе подали о. Архимандриту. Он начал их уговаривать: «Что вы, братия, оставьте; чем вы недовольны, мною, или обителью?» «Мы всем довольны, только отпустите»; и затем иноки открыли ему свое намерение возобновить Кожеозерскую обитель. Тогда о. Архимандрит сказал им: «Если так, то с радостию вас благословляю».
Потом узнала вся братия Соловецкого монастыря об этом. Старец иеромонах Матфей, бывший прежде более 10 лет казначеем, призвал о. Митрофана, и, узнавши его намерение, возрадовался и благословил его житием преподобнаго Никодима, собственноручнаго писанья. Другой старец, о. Наум, известны своим праведным житием, благословил о. Митрофана разными семенами из своего огорода и своих трудов, на умножение братства Кожеезерской обители.
Отправился о. Митрофан и о. Пармен из Соловецкой обители с благословением преподобных Зосимы и Савватия на монастырской малой ладье и прибыли в Архангельск в июне. Явились к Владыке; он был рад и продержал у себя иноков Соловецких целый месяц. О. Пармена оставил на время у себя в должности письмоводителя, как способнаго к этому; вскоре рукоположил в иеромонаха и определил наместником Николаевскаго монастыря, а о. Митрофана благословил на жительство в Кожеозерскую пустынь.
26 августа, в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, о. Митрофан отправился с послушником Сергиевской лавры Львом на ладье лесной конторы до города Онеги. С о. Митрофаном были келейныя вещи, как-то: книги, иконы, одежда и часть денег, около 250 руб. ассигнациями на нужды, а также вещи, нужныя для Богослужения — вино, ладан, свечи, мука на просфоры. Из города Онеги отправились иноки рекою Онегою до устья Кожи, и рекою Кожею до деревни Верхняго Двора. Далее они шли пешком. 18 человек несли всякой клади на себе 60 верст до пустыни с большим трудом болотами, бором лесным и рекою Кожею. 30 сентября пришел о. Митрофан в уединение в Кожеозерскую обитель, и увидел он: пустое место, развалины, ветхую деревянную церковь без сторожки и келий; в церкви находилась рака преподобнаго Никодима, мощи которого почивают под спудом (??), чудесами прославленныя и привлекающия богомольцев.
На утро — праздник Покрова Божией Матери; о. Митрофан пошел в верхний храм Блговещения Пресвятыя Богородицы, отслужил молебен Покрову и угоднику Божию преподобному Никодиму. Другой храм — Николая Чудотворца внизу, где и почивают мощи преподобнаго. (???) Потом о. Митрофан осмотрел весь храм Божий. Некоторые углы отпали от течи; иконы в иконостасе полиняли. Объяла душу о. Митрофана скорбь и уныние жестокое, при виде храма святаго, закопченнаго, как лесная изба: везде видна в нем саха от печи. Снаружи углы отгнили, крыша мхом поросла. Здание большое, а служить при большом ветре опасно: все колеблется. Под церковною трапезою имел убежище от комаров и мошек скот; и на это не было обращено никакого внимания со стороны кого-нибудь из ближайших жителей.
з сотрудников о. Митрофана и участников в скорбях его многих некоторые и доселе живы, а многие уже отошли ко Господу. Поплакал о. Митрофан в тот день довольно, но после слезной молитвы душу о. Митрофана посетило утешение.
Сначала поселились иноки жить вдвоем, потом втроем и пятером в малой черной избе. Топка по черному; сажа по стенам и везде, так что негде повесить платье и белье. Так о. Митрофан жил около трех месяцев. Потом крестьянин из за озера предложил о. Митрофану купить у него сруб из 15 венцов и продал его за 65 руб. ассигнациями. Поставили келью на 12 венцах; потолок из круглаго леса, печь простую сбили из глины деревянными молотами; перегородили велью и разделили ее на чуланы. Братии еще прибавилось, а жить негде.
На другую зиму приехал преосвященный Варлаам, посетить братию Кожеозерскую, живущую как бы в пустыни и пожелал ночевать с нею в новосозданной келье две ночи, любовалсяна это первое общежитие. Тут же у иноков была и трапеза на 10 человек. Владыка, видя тесноту, благословил инокам построить другую келью с сенями, а другим нужды ради благословил жить и ночевать в церковной трапезе. Там находилась печь, только ветхая. Владыка, отъезжая, отечески утешил братию и оставил их с душевным назиданием.
Владыка, отправляясь из Кожеозерской обители, благословил о. Митрофану быть в Архангельске для сбора христолюбивых подаяний. В скором времени о. Митрофан приехал в Архангельск и получил от Владыки сборную книгу. Оказалось много благодетелей, готовых возобновить обитель. Сначала положили покрыть ветхую церковь от течи и укрепить шатавшияся от ветра стены, обшить вокруг тесом. Немного спустя покрыли от течи и купол и поставили новый крест.
В декабре 1850 года, по начатии поправок в ветхой церкви, о. Митрофану нужно ыбло выехать в Архангельск во второй раз для сбора. Когда о. Митрофан приехал в Архангельск, то владыки там не было. Он уехал по епархии в Пустозерский уезд, на тундры к самоедам, в Ижму по реке Печоре на оленях. Самоеды живут в чумах (и имеют походныя церкви, покрытыя оленьими кожами).
Ксемогущий Промысл Божий, вопрек человеческим планам и вместо исправления ветхой церкви, заставил иноков строить новую, которая ныне существует. А ветхая, попущением Божиим, сгорела от худой печи 29 января 1851 года. Это время было самое прискорбное для тамошней братии. Невозможно вполен выразить ту скорбь, какая постигла иноков, усердствовавших в обновлении обители. Только о. Митрофан вступил ногою в Архангельск, на другой день приехал нарочно послушник Григорий (после он был игуменом с именем Гавриила и эконом архиерейскаго дома) и сказал о. Митрофану, что церковь сгорела. Внезапная скорбь сильно поразила о. Митрофана. Он начал молиться Богу и Пресвятой Богородице, пропел со слезами тропарь Покрову. Он недоумевал, что делать, потому что Владыки не было в Архангельске. Пошел о.Митрофан к доброму купцу Федору Васильевичу Чернцову и разсказал ему про свою скорбь. Сей утешил о. Митрофана сказав: «ты не скорби, а молись Богу, мы построим тебе новую церковь». О. Митрофан тут содрал 400 руб. на заготовку леса. Пожил еще дней пять в Архангельске и поехал в свою пустынь. Приехал в пустынь и увидел, что на месте сгоревшей церкви остался только один пепел. Поставили из досок часовню. В радостный день Пасхи служили утреню, часы и вечерню. До 1 ноября того же года отправляли монашеское правило в келье, а 1 ноября освятили придел во имя св. Николая Мирликийскаго Чудотворца.
По окончании Пасхи нужно было ехать в Архангельск к Владыке на объяснение и с намерением просить благословения выстроить новую церковь на месте сгоревшей.
По приезде в Архангельск о. Митрофан явился к Владыке на благословение. Он спросил о. Митрофана: «У тебя в пустыни сгорела церковь?» О. Митрофан сказал, кланяясь Владыке: «Простите, преосвященнейший Владыко, от нашей неосторожности. Печь была ненадежная, а починить было некому, братия истопили и закрыли, а сами ушли в лес дрова рубить. Церковь в это время загорелась. Прибежали, но уже было поздно, нельзя было приступить. Из нижней Николаевской церкви вынесли иконы, а вверху в Благовещенской церкви не успели, все сгорело». Преосвященный выслушав, сказал: «Она ветха была, и жаль, что сверху не вынесли икон и книг. Воротит этого уже невозможно, а позаботься построить новую. Пустынь ваша Святейшим Синодом приписана к Николаевскому монастырю, для удобнейшаго возобновления». Этим словом он утешил о. Митрофана. Потом прибавил: «Ты не скорби, что ветхая церковь сгорела, это может быть, к лучшему». Благословил о. Митрофану сборную книгу на построение новой церкви и повелел нарисовать черновой план и показать ему. На другой день о. Митрофан приготовил черновой план и принес показал нарисовать набело в двух экземплярах, один в двух экземплярах, один в Святейший Синод, а другой оставить при обители , при построении церкви. На построение церкви у о. Митрофана собрано было по книге только 85 руб.
Архангельский мещанин В.А. З. пришел к о. Митрофану рядиться строить церковь. Старец показал ему план и он сказал, что по этому плану он возьмет недорого. Он запросил 500 руб. а подрядился за 400 руб. с тем, чтобы к 15 ноября 1841 года вчерне отделать трехпрестольную церковь; к 1 ноября один придел Николая Чудотворца освятить. На утро о. Митрофан объявил Владыке имя мастера и цену 400 руб. Владыка ему говорит: «Где у тебя деньги? На 85 руб. не выстроишь, да и мастер ненадежный, по консистории он замечен». Впрочем благословил заключить с ним контракт. Был написан контракт и засвидетельствован и дано подрядчику в задаток 100 руб. на наем плотников.
Пошел о. Митрофан к преосвященному Варлааму за благословением в путь на Кожеозеро для построения новой церкви. Вышел к нему Владыка и спрашивает: «Чо твое пришествие ко мне?» «Владыка святый», - говорит ему старец Митрофан, - «я пришел за благословением отправляться с плотниками для построения храма». Он спросил: «Много ли плотников?» Старец отвечал, что с мастером 11 человек. Владыка сказал: «Не знаю, чем тебя благословить», а сам пошел в молитвенную келью и спустя довольно долго (неразборчиво??), вынес оттуда икону Успения Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Вручая старцу святую икону, он сказал: «Я не нашел более, чем тебя благословить, как сею иконою Успения Пресвятыя Богородицы, Ею благословил меня митрополит киевский Филарет на Архангельскую епархию; а я благословляю тебя с братиею возобновить обитель Кожеозерскую. Со временем вы выстроите каменный храм». О. Митрофан упал в ноги ему и сказал со слезами: «довольно нам сего благословения, Преосвященнейший Владыко, более сего мы не желаем». Он благословил старца три раза и поцеловал его, сказал: «Христос посреде нас, Бог вам поможет».
После Архипастырскаго благословения, в сопутствии св. иконы Успения Пресвятыя Богородицы, нанял о. Митрофан карбас на 12 человек до села Солзы в 50 верстах от Архангельска. Потом рабочие пошли пешком, а о. Митрофан с мастером и плотничьими инструментами на лошади до города Онеги, в 230 вер. от Архангельска. С Онеги сели на лодки и поехали р. Онегою до устья Кожи и рекою Кожею до деревни Верхняго Двора. Далее до обители Кожеозерской пошли пешком 60 вер. горою, лесом и болотами. Пллотники несли инструменты, а о. Митрофан св. Икону, которою благословил Владыка. По приходе на место отслужили молебен и начали копать землю под фундамент. 21 мая подвели под всю церковь каменный фундамент и стали приготовлять лес. Мая 30 положили основание стен. В июне появилось много комаров, которые препятствовали плотникам работать. Когда нарубили 7 венцов, мастер получил из дома письмо, что его дом в Архангельске сгорел и поэтому хотел бросить работу и идти домой. О. Митрофан начал его уговаривать: «ты дома своего не воротишь, Святитель Христов Николай порукою у нас. Он не оставит тебя без утешения и помощи». Он согласился на слова о. Митрофана, но с тем, чтобы его семейству выдано было 75 руб. на покупку леса. Из Николаевскаго монастыря приехал к о. Митрофану на жительство сотрудник его о. Пармен, который и остался вместо о. Митрофана заведывать хозяйством.
А сам о. Митрофан отправился в Архангельск к Владыке испросить благословение пойти на послушание со сборною книгою в Москву, искать такого благодетеля, который бы мог обезпечить обитель хотя малым содержанием, и вместе с тем поставить обитель на степень самостоятельной. По благословению Владыки, отправился о. Митрофан в Москву. Поезжая мимо посада Верховажья, о. Митрофан остановился у В.И. Пестерева. Он посоветовал о. Митрофану обратиться в Москве к Алексею Федоровичу Рудакову. По приезде в Москву старец счел первым долгом отыскать дом Рудакова на Пречистенке. Сам Рудаков был тяжко болен. И поэтому надежжды о. Митрофана на известную щедрую благотворительность его не сбылись. По смерти его старец получил от его супруги двести рублей. Всю дорогу от дома Рудакова до часовни Иверской Божией Матери о. Митрофан плакал и придя туда пал на колени и выразил всю скорбь пред иконой Царицы Небесной, прося ея помощи в крайней его нужде.
После молитвы в часовне о. Митрофан пришел на площадку Казанскаго Собора и думает, куда ему идти? В это время подходит к нему странник и говорит: «Из каких мест, старец?» Старец от скорби не желал было отвечать, но потом сказал, из Архангельской губернии за сбором. Он говорит: «Есть ли у тебя знакомые в Москве? Без знати ничего не успеешь. Хочешь ли я тебе помогу?» Его звали Федор. «Ежели можешь, помоги мне», - отвечал старец. Он спросил, где о. Митрофан квартирует, прибавив: «На утро я приду к тебе после ранней обедни, будь дома». Это было в воскресенье в июле месяце 1851 года. На утро он явился к о. Митрофану на квартиру. Старец поговорил с ним обстоятельно о нуждах обители. Он сказал ему: «Поедем за Москву в монастырь Угрешу в 15 верст от Москвы». Старец поехал с ним в монастырь Угрешу к о. иеромонаху Венедикту — духовнику. Сей принял их и спрашивал у о. Митрофана, о чем имеет нужду говорить с ним. Послушник приведший старца давно знаком о. Венедикту и сказал об о. Митрофане: «Ему нужно отыскать благодетеля, который бы возобновил Кожеозерскую обитель. Я привел его к вам попросить вас написать к Павлу Матвеевичу Александрову». Потом о. Венедикт начал спрашивать о. Митрофана о Кожеозерской обители. После разсказа о Кожеозерской обители о. Венедикт и говорит о. Митрофану: «Я об тебе напишу письмо к Павлу Матвеевичу, он тебе даст что ему внушит Господь и Святитель Николай». О. Митрофан получил от о. Венедикта письмо к П.М. Александрову.
Благословясь у св. иконы Иверской Божией Матери с Предвечным Младенцем Господом нашим, и призвав на помощь Святителя Николая, пошел старец не квартиру Павла Матвеевича, в дом Касаткина на Бирже, против церкви Успения Божия Матери. Спрашивает Павла Матвеевича и узнает, что он уехал на свою фабрику за 150 верст и будет через месяц. Когда приехал Павел Матвеевич, тогда о. Митрофан, помолившись Богу, Матери Божией и угоднику Николаю, пошел к нему с письмом. Доложили; подали ему письмо, краткое описание обители и просфору. Он назначил день, когда о. Митрофану явиться. Старец пришел в назначенный им день; об нем доложили; Павел Матвеевич приказал о. Митрофана впустить и посадил возле себя. Потом начал спрашивать подробности о Кожеозерской обители и о. Митрофан разсказал ему все подробно. Он сперва приказал вписать в сборную книгу 500 руб. на содержание братства. Получивши от него милостыню, старец усердно поблагодарил его, а о капитале в 10,000 р. отложил переговоры до другаго раза. Прощаясь с ними, старец просил у него позволения еще навестить и получил позволение навестить, когда старцу будет угодно.
О. Митрофан опять поехал в обитель Угрешу к старцам посоветоваться. О. казначей ныне архиандрит Пимен, часто ходил к Павлу Матфеевичу по монастырским надобностям. О. Митрофан просил его объяснить П.М. неотложные нужды Кожеозерской обители и он на это согласился и сказал старцу: «Я на утро пойду к нему и скажу о тебе. Он мне скажет, что подписал в сборную книгу 500 руб., тогда я ему посоветую обезпечить вашу обитель капиталом». Так и случилось. О. казначей объяснил П.М.. подробно, а он чрез о. архимандрита приказал о. Митрофану придти к нему в скором времени. В назначенное время о. митрофан пришле к нему. П.М. Александров начал говорить о. Митрофану: «Ваша пустынь имеет большую нужду в капитале в десять тысяч рублей, проценты с котораго ежегодно будут получаться на содержание братии». Старец присовокупил ему еще и о других нуждах. П.М. приказал о. Митрофану написать все, что нужно, прибавив, чтобы он не стеснялся много писать. На утро старец поехал в обитель Угрешу к старцам посоветоваться с ними относительно того, как написать. О. архимандрит посоветовал ему написать всего понемногу. О. Митрофан написал реэстр разных предметов на 18.000 руб. и подав Павлу Матвеевичу. Он призвал приказщика Сапожникова и приказал написать первый пункт: «Капитал 10,000 р. вношу в Опекунский Совет, проценты с котораго обращать на открытие Кожеозерской пустыни и на содержание братии».
Узнавши волю г. Александрова на такое крупное пожертвование о. Митрофан отправился во свояси в Архангельск. По приезде в Архангельск он явился к преосвященному Варлааму, который благословил и утешил его. В продолжительной беседе распросил Владыка старца подробно обо всем. Потом начал благодарить Господа и приказал уведомить и благодарить Павла Матвеевича Александрова. В скором времени выслан был вечный билет на сумму в десять тысяч руб., с коего процентами пользоваться обители.
По получении сего билета, преосвященный Варлаам начал ходатайствовать перд св. Синодом о самостоятельности Кожеозерской обители; и в основание своего ходатайства указал на билет Опекунскаго Совета в десять тысяч руб., на пахотную землю, принадлежавшую пустыне, и на рыбное озеро. И по милости Божией последовало Высочайшее утверждение возвести на степень самостоятельной Кожеозерскую обитель с 15 монахами наравне с второклассным монастырем, без всякаго от казны пособия, но при этом предоставлено ей пользоваться угодьями прежняго монастыря и озером Кожей, еще по старинной грамоте царской, принадлежавшими обители.
При возведении Кожеозерской обители на степень самостоятельной, духовное начальство имело в виду то, что обитель эта, по духу ея основателей, будет служить благонадежным оплотом против распространения раскола, по соседству уездов: Пудожскаго и Каргопольскаго (в Олонецкой губернии) и Кемскаго (в Архангельской), где проживает множество раскольников. И по сему Свят. Синод повелел установить в ней порядок и устав общежительных монастырей, кои особенно отличаются строгим правилом монашеской жизни.
Помощию Божиею, молитвами Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, Святителя Николая и преподонаго отца нашего пустынножителя Никодима Кожеозерскаго Чудотворца, обратили внимание на нашу обитель российские иерархи, Святители Христовы, наши пастыри, Св. Синода члены с благочестивым Монархом, блаженныя памяти Великим Государем Николаем Павловичем, в Бозе почившем.