Воспоминания иеромонаха Михея (Разинькова) о старце архимандрите Кирилле (Павлове), духовнике Троице-Сергиевой Лавры

Воспоминания иеромонаха Михея (Разинькова)

о старце архимандрите Кирилле (Павлове),

духовнике Троице-Сергиевой Лавры

Отца Кирилла я помню еще с детских лет - папа приводил нас к нему за благословением. Обычно батюшка благословлял нас и давал шоколадных конфет. Сознательно я стал приходить к батюшке лет в 18.

Когда я оставил Москву и уехал в монастырь, в Оптину пустынь, то продолжал иногда приезжать к отцу Кириллу. Чаще стал бывать, когда в Оптиной сменился наместник. Приезжая к о.Кириллу, рассказывал о печальных переменах в монастыре – о том, что устав сломали, отменили день Иоанна Предтечи в скиту и др. О.Кирилл очень переживал за Оптину пустынь.

Ревность и боль за Оптину подвигли меня сделать что-то. И я решил написать письмо Патриарху. Три старца благословили меня написать это письмо - о.Кирилл (Павлов), о.Тихон (Агриков) и схиархим. Симеон (Нестеренко). За это письмо наместник выгнал меня из Оптиной пустыни. После этого я трижды приезжал к о.Кириллу. Каждый раз он посылал меня обратно к наместнику просить прощение. Но тот снова меня прогонял. После третьего раза о.Кирилл благословил меня поступить в Лавру, где я и прожил три года до отъезда на север.

 

50 молитв

Когда пришел я в Лавру, поступил в послушники, то пришел к о.Кириллу взять благословение: какое держать правило, сколько класть поклонов. Основная мысль была о молитве Иисусовой – чтобы с благословения старца было умное делание совершаемо. Прихожу к нему в келью и спрашиваю: «Какое правило мне держать в монастыре?» Батюшка отвечает: «Ну вот, утренние и вечерние молитвы». Я про себя думаю: «Ну это понятно, что утренние и вечерние молитвы. Это все знают». Выдержал я паузу – и спрашиваю: «А что еще батюшка?» Отец Кирилл помолчал, обдумывая, и сказал: «Ну, три канона с акафистом – Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю» (когда о. Кирилл был в здравии, он всегда совершал это правило с братией, которая приходила к нему в келью). Я опять жду: что же еще? А он больше ничего не говорит. Тогда я вновь спрашиваю: «Батюшка, а еще?» - «Еще одну кафизму, две главы апостола и главу Евангелия». Это обычное правило, которое совершала братия. Я не выдержал: «А молитву Иисусову – сколько читать?» Он улыбнулся и говорит: «Ну, читай 50 молитв».

Я так понял: он показал мне мою немощь и дал понять, что дело не в количестве – а в самой молитве. Ты выполняй хотя бы то, что до монастыря выполнял и то, что в монастыре положено. А потом, может быть, начнешь выполнять и дальше, если у тебя хватит силы воли и будет на то Божие произволение.

 

Про Америку

В Лавре к батюшке перед трапезой по желанию приходили все, кто желал читать вместе дневное монашеское правило – три канона (Спасителю, Божией Матери и Ангелу-Хранителю) с акафистом, кафизму из Псалтири, Апостол и Евангелие. Помню один такой знаменательный случай, происшедший на чтении правила в келье о.Кирилла.

Как всегда собралось много братий, человек двадцать. Обычно батюшка сам читал Псалтирь, Апостол и Евангелие - читал так глубоко и благодатно, как я никогда ни от кого больше не слышал. Каждое слово доходило до глубины сердца и души и просвещало человека. Хотя бы раз записать, как читал батюшка! До сих пор жалею о том, что не сделал этого по малодушию и нерешительности (сейчас понимаю, что это была ложная стеснительность). Батюшкино чтение Евангелия, начавшееся еще на фронте, в Сталинграде, по промыслу Божию было пронесено им через всю его жизнь. И слово его чтения настолько глубоко, благодатно и духовно сильно, что является настоящей проповедью и воскрешает дух, душу. Невольно приходят на ум противоположные примеры: как читают Евангелие протестанты и другие еретики – насколько у них все убого, пусто и безблагодатно. А батюшкино чтение - это было веяние Святаго Духа, явно ощущаемое через слышание.

На тот день пришлось очередное чтение из Апокалипсиса. Там были такие слова: «За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем…» (Апок., гл. 18: ст. 8). Как только батюшка это прочитал, вдруг совершенно неожиданно для меня (это мои личные ощущения) пришла сильнейшая навязчивая мысль: «Это Москва!» Она было столь сильной, что прозвучала почти что въявь. Об этом видимо многие подумали, потому что шел 1995 или 1996 год, почти полное разорение России, голод, развал всего, разгул греха и беззакония. Многим казалось, что почти все кончено. И вдруг батюшка прерывает чтение и, помолчав некоторое время, вдруг ясно и громко говорит, как бы отвечая на эту мысль: «НЕТ, ЭТО НЕ МОСКВА. Москва уже разорена. Это Вашингтон». И спокойно продолжил чтение.

 

«Где ты был?!»

Был у нас в Лавре один иеродиакон, перешедший в Лавру из Оптиной (я его знал еще по Оптиной). Он был, по-видимому, не в меру горяч. Как-то, осуждая церковное устройство, сказал, что уезжает к настоящим катакомбным епископам куда-то под Дивеево. Пропадал он несколько месяцев, а потом, вернувшись обратно в Лавру, рассказывает мне такой случай. Когда он уехал, то столкнулся в этой «катакомбной церкви» с нравственно очень отрицательными вещами. Он убежал оттуда и, приехав, первым делом пришел в келью к батюшке на второй этаж. Подождал немного, постучался – понял, что все на трапезе и пошел обратно. Когда он спускался по лестнице, то увидел о.Кирилла с братией. Они возвращались с трапезы. Иеродиакон хотел прошмыгнуть незаметно – но вся лестница была заполнена братией. Подойдя к батюшке, он в смущении попросил: «Батюшка, благословите!» О.Кирилл произнес в ответ очень глубоко: «Где ты был?» И еще раз, растягивая и акцентируя: «ГДЕ-ТЫ-БЫЛ?!» (т.е. куда ты попал) И добавил: «Приходи на исповедь!» Понятно было, что батюшке все открыто.

 

«Не знаю такого старца»

Помню, находясь в лаврской братии, я несколько раз брал благословение у батюшки съездить к отцу Николаю. И каждый раз батюшка тепло, по-отечески передавал поклон о. Николаю и просил его святых молитв. И отец Николай отвечал: «Взаимно»

А помнится мне и другой случай. Во время вечерней службы я управлял братским лаврским хором. Ко мне подходит один лаврский брат и очень напористо предлагает мне срочно поехать на машине к одному прозорливому старцу – мол, к нему трудно попасть и он сразу ответит мне на все мои вопросы. А вопрос у меня был – и серьезный: я собирался уехать из Лавры на север. Стал спрашивать, что за старец – но его имя мне упорно не хотели называть. В тот момент я забыл, что надо взять благословение – и решил поехать. С горячностью и верой подошел к запрестольной иконе Божией Матери «Одигитрия» в алтаре, чтобы Она все управила. И тут пришла мысль, что надо взять благословение у о.Кирилла. Оказалось, что он в тот момент принимал мирян. С трудом и неудобством удалось к нему пройти. Я описал ему ситуацию, сказал, то приглашают к какому-то прозорливому старцу. Он спрашивает: «А кто он? Как зовут?» Я отвечаю: «Мне не говорят! Сказали только, что примерно в 100 км от Москвы» Батюшка ответил в своей манере: «Не знаю, не знаю такого старца - в ста километрах от Москвы». Я попросил прощения, так как неудобно было спрашивать у старца об этом, и его молитв о том, чтобы все управилось. Я все же решился поехать. Уже проезжая мимо главного входа в Лавру я стал настойчиво спрашивать, куда мы едем, что это за старец. Мне ответили: «Едем к Власию». А я еще с Оптиной не хотел к нему ехать. Потребовал остановить машину и вернулся на клирос - как к раз к пению «Честнейшей».

 

Благословение иконой прп. Амвросия

Примерно в 2000 году (я уже два года был на Кожозере) я приехал в Лавру за советом. Батюшка принял меня, как и всегда, очень тепло. Когда я попросил у него благословения, он как-то очень радостно и очень выразительно улыбаясь (так что я почувствовал, что здесь что-то необычное), пошел к своему молитвенному уголку, взял небольшую иконку прп. Амвросия Оптинского, написанную архим. Никоном, братом наместника Оптиной пустыни епископа Евлогия (ныне митрополита Владимирского) и осенив меня ею, вручил мне.

Через несколько месяцев, желая посмотреть, на какой день в календаре приходится память прп. Серапиона Кожеозерского, основателя Кожеозерского монастыря, я вдруг вижу, что в этот же день – 10 июля – жирным шрифтом выделено: «обретение мощей прп. Амвросия Оптинского». Сначала я не поверил своим глазам! Ведь мой монашеский путь начинался в Оптине и я хорошо знал, когда празднуется память прп. Амвросия Оптинского – 23 октября! Откуда взялось 10 июля?!

Вскоре выяснилось, что 10 июля в 1998 году были обретены мощи прп. Амвросия и других оптинских старцев. Удивительно то, что 10 июля празднуется память и прп. Серапиона, основателя Кожеозерского монастыря. Еще поразительнее, что именно 10 июля 1998 года мы с оптинскими братьями выехали из города Онеги для возрождения монашеской жизни в Кожеозерском монастыре. Стало понятно, что прп. Амвросий, восстав мощами, подал своей оптинской братии благословение на открытие далекой северной обители на Кожозере. Понимаю, что батюшка, отец Кирилл, своим духовным старческим видением, конечно, больше и глубже поминал весь сокровенный смысл промысла Божия в открытии монастыря.

 

Отъезд на север

Когда я, движимый любовью и ревностью к Оптине, первый раз ехал на Север, я пошел к о.Кириллу, чтобы взять благословение на поездку. Пока я ждал в приемной келье, где о.Кирилл принимал народ, то читал лежавшую в прихожей «Псалтирь». На словах: «Даст ти Господь по сердцу Твоему…» (Пс. 19) Отец Кирилл открыл дверь и позвал меня. Выслушав, он сказал: «Попробуй, попробуй…»

Еще я спросил у отца Кирилла: «Батюшка, каким уставом нам жить? Какой держать устав?» (я имел в виду богослужебный устав). А о. Кирилл говорит: «Живите мирно». Я больше ничего не стал спрашивать, с тем и ушел.

Я уезжал на север из Лавры трижды. Каждый раз постигали искушения, возникали брани между братией, нестроения. Отец Кирилл в своей мягкой манере поддерживал меня во время моего пребывания на севере. Однажды я приехал в Лавру к батюшке за советом и поддержкой. Шла первая седмица Великого поста. Помню, как по окончании службы в трапезном храме он вышел вместе с иерод. Алексием (Писаренко) из алтаря, увидел меня и, улыбаясь, шутя запел: «Пустынный житель и в телеси Ангел …» (из общего тропаря преподобному).

 

«Ты делаешь великое дело!»

Прошло два года после того, как я с братией приехал на Кожозеро. Братия почти сразу уехали - и я остался один. Было очень тяжело, почти невыносимо. Я поехал к батюшке за советом. Батюшка стоял в алтаре серафимовского придела трапезного храма у жертвенника. Было много братии. Они по одному подходили к батюшке за советом и благословением. Подошел и я, стал говорить о том, что очень трудно, спрашивать, почему такая необычайная тяжесть – духовная и физическая, что почти невозможно там находиться. Быть может, моя вина, что я уехал из Лавры на север? Вдруг батюшка довольно громко, так что было слышно многим другим, говорит: «Ты делаешь великое дело!» Я попытался в смущении возразить: «Батюшка, да какое великое дело?» Тогда он повторил еще раз, еще громче: «Ты делаешь великое дело!»

 

«Что это за часовня?»

В 2002 году (может быть раньше, не помню точно) произошел такой необычный случай. Я стал показывать о.Кириллу фотографии монастыря, монастырские поля, имея в виду, что там можно разработать огороды и будет чем кормиться. Рассказываю ему, что там растет картофель, другие овощи. И вдруг батюшка, дотрагиваясь до фотографии указательным пальцем, показывает на место в поле и настойчиво спрашивает: «Что это за часовня?» От неожиданности я опешил. Спрашиваю: «Какая часовня?» На фотографии в этом месте только трава. А батюшка еще раз спрашивает: «Что это за часовня?»

Потом на этом месте во время разработки огорода меня чуть не убила очень строптивая лошадь, которая бросилась на меня, пыталась топтать, а потом побежала, волоча за собой плуг, который с громадной силой ударился об меня колесом и перескочил через меня, оставив только громадный синяк. А должен был насмерть разодрать или искалечить. Все это произошло за секунды на глазах у нескольких паломников.

Только спустя время я понял, что батюшка наверное указывал на то, что на этом месте нужно поставить часовню в благодарность за чудесное спасение.

 

«Ищи братию!»

Это было в 2003 году накануне Благовещения. Утром я приехал в Переделкино, увидел лаврского иеромонаха Киприана. Спросил, где найти о. Кирилла. Отец Киприан ответил, что о.Кирилл обязательно будет вечером на службе здесь - в Переделкино, в храме бывшего Афонского подворья, и твердо добавил: «Приходите, вы его увидите». Знаменательно, что о.Киприан был издателем приложения к учительской газете «Воскресная школа». Я прочел только один выпуск, на который мне указали – в нем была статья монахини Евфимии (Пащенко) о прп. Никодиме Кожеезерском, обращенная к детям. Как будто прп. Никодим сопутствовал мне в поездке к отцу Кириллу.

О. Кирилл исповедовал в алтаре. Я подошел, встал на коленочки, стал рассказывать батюшке, что ничего не получается в монастыре: прошло уже пять лет настоятельства, а братия не собирается. «Вообще не знаю, как попал туда – видимо, по своей воле. Нахожусь не на своем месте. Я немощный, не могу не раздражаться». Я говорил об этом о.Кириллу и раньше, но в этот раз излил все сполна. Предложил просить у владыки Тихона поставить другого настоятеля или же самому найти другого и предложить владыке. Но о. Кирилл, крепко сжимая мою руку за локоть и потрясая ее, четырежды настойчиво сказал, не принимая мои возражения: «Нет, не надо! Не проси, не ищи никого (нового наместника). Тебе нужна братия. Ищи братию. Ищи в Лавре».

О.Кирилл, не отпуская, держал меня за руку до шестопсалмия. Мне было даже неудобно, так как исповеди ждало много других людей. Настоятель храма и другие священники начали показывать, чтобы я уходил. Я порывался встать, но батюшка удерживал меня силой за руку, видимо показывая другим, что это он меня не отпускает. Я показывал жестами, что не могу встать – не могу же вырываться от старца силой.

Это был последний раз, когда я видел его в здравии, бодрым и полным сил. Это было на Благовещение – надеюсь, это было указанием от Божией Матери. Думаю, о. Кирилл знал, что больше не сможет так зримо меня укрепить.

Потом я долго не был у него. В 2005 году на Рождество Богородицы он принял меня в Переделкино. Меня едва пропустили. Когда я зашел к нему, о. Кирилл лежал на одре болезни, почти без сил, говорил с трудом. Когда я зашел, он говорит: «Отец Михей… Из Кожеезерского монастыря…». И вдруг совершенно неожиданно добавил: «Мама твоя… Валентина… умерла. Два года назад».

Я был поражен тому, что в таком состоянии он узнал меня, вспомнил, как зовут мою маму и что он знал о ее кончине. Потом он ответил на мои вопросы о страстях, указал, у кого из святых отцов и что читать. Благословил держаться.

Когда еще я несколько раз виделся с батюшкой, о. Кирилл каждый раз узнавал меня, помнил о Кожеозерском монастыре.

 

«Уже поздно…»

В 2008 году, побывав в одном монастыре, видя, что на Кожозере ничего не складывается, я почти отчаялся и вопреки благословению батюшки задумал оставить Кожеозерский монастырь, хотя внутри все же что-то сопротивлялось этому решению. В неделю жен-мироносиц, в воскресенье, я попал к батюшке с некоторыми лаврскими прихожанками и монахинями. Батюшка совсем не разговаривал, его вывезли на каталке под кислородной маской. Смотревшая за ним Любовь громко сказала, что приехали сестры от женского лика, чтобы его поздравить с днем жен-мироносиц. А я стою с внутренним вопросом, чтобы оставить Кожозеро и поехать служить в женский монастырь. И в голове кружатся слова из одной врезавшейся в память песни: «Будет поздно». И вот как бы в ответ на мои мысли батюшка говорит: «Уже поздно…» Любовь и сестры начали говорить: «Батюшка, как поздно? Сегодня же день жен-мироносиц!» А я понял, что это был ответ мне.

 

20 февраля 2017

В тот день, когда пришло известие о кончине о.Кирилла (21 февраля 2017 года), я был на Кожозере в монастыре. Около часа дня поднялся к нашему храму и, стоя в арке, смотрел, как тихо, крупными хлопьями падает снег. Было ощущение какой-то необычной тихости. Мне подумалось: «Так вот падают снежинки и совсем не слышно, как они складываются в снежный ковер». Было какое-то особое мирное состояние. Позже, когда пришло сообщение о кончине о.Кирилла, я понял, что это Господь показал тихую кончину праведника, нашего русского молитвенника и печальника о народе Божием.


Иеромонах Михей (Разиньков),

настоятель Кожеозерского Богоявленского монастыря

октябрь 2017


Посмотреть все статьи