Святые, связанные с Кожеозерской обителью
Преподобный Феодосий Сийский
ок. 1612 - 1687
память 29 октября / 11 ноября
В 1652 году Новгородский митрополит Никон проезжал через Сийский монастырь в Соловецкую обитель за мощами святителя Филиппа. Сийского игумена прп. Феодосия в это время не было в монастыре, так как по делам обители он уехал в Москву.
Недовольные из братии воспользовались этим случаем и подали митрополиту исполненную клеветы жалобу на игумена. Неизвестно – поверил ли Никон этой жалобе. Вероятнее, что, зная добродетельную жизнь отца Феодосия, он решился только на время удалить его из монастыря и, «желая да мятеж утолится», поставил игуменом иеромонаха Корнилия, а игумену Феодосию повелел удалиться в уединенную Кожеезерскую обитель, где сам некогда был настоятелем.
Известие об этом испытании дошло до Феодосия в бытность его в Москве. Возблагодарил прп. Господа, устрояющего спасение людей многообразными путями: игумен Феодосий тяготился должностью начальствующего и молил Бога, чтобы Господь дал ему возможность послужить Ему в уединении и безмолвии. Господь чудесным образом исполнил это заветное желание. Прп. Феодосий поспешно возвратился в свою обитель, чтобы не медля идти в Кожеезерский монастырь.
Не как изгнанник и подначальный, а с честью был принят прп. Феодосий настоятелем Кожеезерского монастыря Сергием и братией его, так как им были известны невинность изгнанного и ложное его оклеветание. По просьбе игумена Сергия прп. Феодосий поселился в одной келии с ним и пребывал здесь все время своего пятилетнего пребывания в Кожеезерской обители.
Проводя строгую подвижническую жизнь, прп. Феодосий скоро приобрел себе любовь и почтение от братии. Около него сплотились братия, ревнующие о добродетельном житии, в числе коих был Боголеп, ученый муж, написавший в обители многие книги, иеромонах Евфимий, бывший потом настоятелем одного монастыря близ Каргополя, и иеродиакон Павел, ставший вскоре настоятелем Кожеезерского монастыря.
Игумен Сергий, вызванный патриархом Никоном в Москву, успел оправдать в глазах Патриарха невинно оклеветанного Феодосия. К преподобному было отправлено извещение, что он может быть свободен от подначального жития и может избрать себе место для жительства, где пожелает. Несмотря на узы дружбы и любви, которые связывали прп. Феодосия с братией Кожеезерской, любовь к обители прп. Антония взяла верх, и как только получил он разрешение Патриарха от подначального жития, то, оплаканный друзьями, тотчас пошел в прежнюю свою обитель.
Забыта была прежняя вражда, умолкли страсти, возвратившегося изгнанника с любовию встречала не только прежняя единомысленная с ним братия, но и враги, с коленопреклонением и слезами прося его о забвении их злодеяния. Недолго, однако, на этот раз пришлось на этот раз пробыть прп. Феодосию в Антониево-Сийском монастыре. Братия Кожеезерской обители вскоре отправила к Патриарху Никону просьбу о том, чтобы Феодосий был у них игуменом. Патриарх уважил это ходатайство, и посланные из Кожеезерской обители явились к Феодосию с патриаршим повелением.
Смутился преподобный и был крайне опечален этим новым назначением, но измлада навыкнув к послушанию, не решился прекословить начальственному распоряжению и, предав себя в волю Божию и призвав на помощь прп. Антония, вторично отправился в Кожеозерскую обитель уже как настоятель ее.
Прп. Феодосий хотя и принял с терпением начальственные труды, но дух его стремился на служение Богу в безмолвии. Нередко со слезами просил он у Господа освобождения от возложенного на него начальствования в Кожеозерской обители. И вот не пробыл прп. Феодосий игуменом и года, как снова оставляет Кожеезерскую обитель, - теперь уже навсегда, и водворяется в излюбленной им обители преподобного Антония Сийского.