История обители

Второе возрождение обители (1999 год)

В конце XX века после 80-летнего гонения на Рус­скую православную церковь вновь затеплилась лампада молитвы ко Господу в удаленной лесной пустыни Рус­ского Севера.

Возрождение монастыря началось с приезда трех оптинских братий. В их числе был послушник Михаил (Разиньков), ставший впоследствии настоятелем обители. Первый приезд о. Михея с целью ознакомления с монастырем пришелся на 16 / 29 апреля 1998 года, а в апреле 1999 года состоялось заседание Св. Синода, на котором было благословлено открытие обители.

Божий промысел на возрождение обители был открыт еще ранее через духовника Троице-Сергиевой Лавры – архим. Кирилла (Павлова): о. Кирилл благословил братию перед их отъездом на север образом прп. Амвросия  Оптинского. Начало пути из Онеги в Кожеезерский монастырь пришлось на 27 июня / 10 июля. Один из братьев, м. Амвросий, постриженный с именем прп. Амвросия  Оптинского, заметил: «Знаете, а ведь сегодня день памяти преподобного Серапиона, основателя Кожеозерского монастыря». Но самое удивительное выяснилось позднее: в тот самый день, когда трое оптинских братий выехали на Кожозеро, происходило обретение мощей прп. Амвросия. Великий оптинский старец, восстав мощами, как бы благословил свою братию и подал им благодать на возрождение далекой северной обители.

В истории возрождения монастыря присутствует немало подобных значимых указаний. Так, о. Михей, неся послушание регента в Оптине, отслужил последнюю службу там 3 / 16 июля, в день памяти прп. Никодима Кожеезерского. Так совпало, что в 1994 г. на праздник Успения Божией Матери о. Михей выехал из Оптиной пустыни, а в 1998 г. после многих дорожных трудностей ему удалось с вещами и материалами добраться до Кожеезерского монастыря также в день Успения Богородицы. А ведь главных храмом Кожеозерского монастыря до революции был храм в честь Успения Божией Матери.

Иером. Михей помнит также интересный случай, произошедший в первый приезд братий на Кожозеро:

 «Подошел ко мне мужичок по имени Игорь, живший у лесников, и интересуется: «Пришел к вам монах?» - «Какой монах?» - спрашиваю. «Да вот только что московский турист плыл на байдарке по реке Никодимке и видел, как по берегу шел монах и нес мешок картошки. Турист спросил его, куда тот идет. Монах ответил, что несет картошку в монастырь. Ну и каждый отправился своим путем». Я недоумеваю: «Какой монах? В этих местах нет селений! С какой стати по берегу реки Никодимки будет идти монах с картошкой?»

Со временем я понял, что может быть, можно думать, что это был прп. Никодим. Он нес картошку, показывая тем, что не оставляет обитель, будет и духовно окормлять ее. И мы это часто чувствуем. Когда наступают какие-то скорби, понимаешь, что в этом месте их было бы невозможно нести, если бы не помощь таких великих святых, как прпп. Никодим, Серапион, Авраамий и прочих угодников Божиих, которые жили и подвизались на Кожозере».

Иером. Михей не сразу узнал о том, что до революции было принято решение о преобразовании монастыря в женский. Пер­вые десять лет своего пребывания в Кожеезерском мона­стыре иером. Михей собирал братию, а сестер в монастырь не пускал даже в качестве паломниц. Но после нескольких промыслительных указаний Господь положил ему на сердце собирать сестринскую общину. В 2009 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона при монастыре стала образовываться монашеская женская община для создания в будущем женского монастыря. И только недавно выяснилось, что Господь благословил это начинание еще 100 лет назад - через священномученика Вениамина (Кононова). В настоящее время сестры несут клиросное и пономарское послушания, налаживают быт обители. Настоятель монастыря, иером. Михей уже 15 лет радеет о возобновлении иноческой жизни в Кожеезерской обители, стремясь воплотить в ней святоотеческие заветы монашества первых веков: молиться и жить своим трудом. Монастырь поддерживает благочестивую традицию некоторых русских православных монастырей и обителей Афона, в которых нет электрического освещения.

За время, прошедшее с начала возрождения монастыря, был восстановлен теплый надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» (на 30-50 человек), приведены в должный порядок прилегающие к храму флигели, бывший паломнический двухэтажный корпус с печным отоплением, где теперь живут насельники монастыря.

Кожеезерская обитель с радостью примет сестер, иночествующих или желающих монашеского образа жизни. Монастырь также нуждается в помощи православных воцерковленных паломников, которые готовы помочь сестрам обустроиться в таком удаленном месте. Господь подает особое благословение тем, кто помогает сестрам, собранным во имя Христово!

В случае прихода братии в монастырь возможно возродить ранее существовавший скит в честь Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя.

См. также: Ю. Максимов, Е. Максимова Кожеозерский Богоявленский монастырь: современный опыт возрождения обители  (фрагмент) // Альфа и Омега. № 2(42) 2005


Возврат к списку

На главную страницу