История обители

Возрождение монастыря в XIX веке

Возрождение монастыря

при игуменах Митрофане и Питириме

(1848-1903)

 

В 1722 году игуменство в Кожеезерском монастыре прекратилось и было учреждено строительство. При первом строителе Корнилии (1722–1738) обитель постигло несчастие: пожар 1730 (по другим данным – 1734) года уничтожил все строения деревянного монастыря. Часть монахов разошлась, братия уменьшилась до девятнадцати человек. В 1758 г. за бедностью монастырь был приписан к Спасо-Каргопольскому, что окончательно его истощило, и в 1764 г. он был закрыт, разделив печальную судьбу многих обителей того времени.

Согласно монастырскому синодику, за время от основания монастыря и до его упразднения в нем пребывало 346 иноков.

Но Господь внушил боголюбивым душам обратить взор на запустевшую Кожеезерскую пустынь. О ее возобновлении радели старцы Соловецкой обители и Троице-Сергиевой Лавры. Того же желал и Преосвященный Варлаам, епископ Архангельский и Холмогорский. И вот в 1848 году по его благословению дело восстановления монастыря принял на себя соловецкий иеромонах, простец-праведник Митрофан Правоторов.

26 августа 1849 года, в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, о.Митрофан с послушником Троице-Сергиевой лавры Львом отправились в нелегкий путь. Придя в обитель, о.Митрофан увидел там одни развалины, ветхую деревянную церковь, в которой находилась рака прп. Никодима.

Сначала поселились иноки жить в малой черной избе – топка по черному, сажа везде, так что негде повесить платье и белье. Потом поставили келью на 12 венцах, разделили ее на чуланы. Понемногу монастырь возрождался, буквально из пепла.

Милостию Божией нашелся благодетель, который помог вновь  возродить монастырь. Это был московский фабрикант Павел Матвеевич Александров. Он пожертвовал 50 тысяч рублей на нужды обители.

30 мая 1853 года последовало высочайшее утверждение постановления Святейшего Синода об открытии второго класса Кожеозерской пустыни «в самостоятельной степени, но без всякого от казны пособия». При возобновлении обители в 1853 году вновь последовало несколько чудесных исцелений молитвенно с верою обращавшихся к предстательству и помощи прп. Никодима.

Отец Митрофан с монастырской братией начали возводить каменный трехпрестольный собор в честь Успения Божией Матери. Его стены, построенные стольким трудами, слезами и молитвами, сохранились и по наше время.

Отец Митрофан был простой, приветливый человек, неутомимый труженик, горячо преданный делу возрождения обители. Но его доброта и мягкосердечность привели к невольным ошибкам в управлении обителью, и он был уволен на покой. С обителью он однако не расстался и прожил в ней до самой смерти в 1884 году.

После этого, как уже бывало в истории обители, игумены стали меняться один за другим. «Смутное время» закончилось с приходом архимандрита Питирима. Он был переведен сюда с Соловков, где пользовался у братии уважением за свою подвижническую жизнь.

4 иг Питирим.png

Он сразу позаботился о том, чтобы обитель получила известность, опубликовав несколько книг и статей о истории монастыря.

При нем началось обширное каменное строительство, для чего был создан кирпичный завод. Даже хозяйственные постройки – овин, сушило, конный и скотный двор - возводились из кирпича. Были построены также водяная и ветряная мельница.

Была устроена прекрасная проезжая дорога от онежского почтового тракта до монастыря. Проезжая по ней, игумен Питирим ставил посох на дно повозки: там, где посох подпрыгивал, отец настоятель ставил знак, что нужно подправить дорогу.

Но не только о внешнем благоустройстве монастыря заботился о. Питирим. Высота духовной жизни кожезерского архимандрита была такова, что соловецкий старец иеромонах Зосима как-то поведал ближним своим, что сподобился лицезреть отшествие души о. Питирима со ангельским пением несомой в горние обители. Это видение позднее было подтверждено письмом о кончине о. Питирима. Было это 14 августа 1903 года.

Помощию Божией и молитвами кожеезерских преподобных монастырь преобразился, став прекраснее прежнего. Но недолго пребывала в покое раскинувшаяся по острову белокаменная обитель. Заполыхало над страной октябрьское пламя и скоро опалило оно и Кожеезерскую пустынь. 

См. также: «Описание Кожеозерской пустыни (в Архангельской губернии). От ея основания до настоящаго времени». Архангельск. Губернская типография. 1881


Возврат к списку

На главную страницу