Святейший Патриарх Сербский

Павел (Стойчевич)

(11 сентября 1914 - 15 ноября 2009)


15 (2) ноября 2009

День преставления

Святейшего Патриарха Сербского

Павла (Стойчевича)

2009

«У меня нет своей собственной программы для патриаршего служения. Моя программа – это Евангелие Христа, это доброе благовестие о Боге».


После своего избрания в ноябре 1990 года патриарх Павел обращаясь к Священному Собору сказал: «Мои силы слабы, вы все это знаете. Я на них не надеюсь. Надеюсь на вашу помощь, говорю и повторяю, на помощь Божью, которой Он меня до сих пор поддерживал. Пусть будет [патриаршество] Богу во славу и на пользу Его Церкви и нашему многострадальному народу в эти тяжелые времена».

Святейший Патриарх Павел прожил долгую исполненную христианского подвига жизнь. Его простота, кротость и смирение, сочетавшиеся со строгим аскетизмом стали источником той любви, которую при жизни питали к нему миллионы верующих. Уже тогда многие считали его живым святым, а после его упокоения вера в святость Патриарха Павла еще более растет и укрепляется в сердцах верующих.

Патриарх Павел, известный своим смирением и кротостью, руководил Сербской Церковью с 1990-го года, на годы его правления пришлось падение коммунистического режима, распад Югославии и война на Балканах.

Святейший Патриарх Павел скончался в воскресенье утром 15 ноября на 96-м году жизни, вскоре после причащения Святых Христовых Таин в Военно-медицинской академии в Белграде. Гроб с телом был перенесён в собор Святого Архангела Михаила, где доступ к нему был открыт круглосуточно. Очередь к патриарху не иссякала день и ночь, вплоть до утра 19 ноября. В стране был объявлен трёхдневный траур (16, 17 и 18 ноября), а день похорон объявлен нерабочим днём.

"Когда человек рождается в мир, все радуются, а он один плачет. Но нужно прожить жизнь так, чтобы по кончине человека все о нём плакали, а он один радовался." - Святейший Патриарх Сербский Павел.

  • Житие
  • Духовное наследие
  • Фото

Патриарх Сербский Павел (в миру - Стойчевич Гойко) родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Кучанцы в Славонии (Югославия) в обычной крестьянской семье. Он очень рано остался без родителей.

"Отец, уехав на заработки в Америку, заболел туберкулезом и вернулся домой умирать, - рассказывал Патриарх Павел. - Мне тогда не было и трех лет; только что родился брат. Мать спустя несколько лет после смерти отца, вышла замуж и вскоре умерла, брат и я остались с бабушкой и теткой".

Так ощущение материнской любви для будущего Патриарха Сербского Павла навсегда оказалось связанным с теткой, которая заменила ему мать.

"Тетка нас любила, но за наши провинности мы знали и палку, - рассказывал он. - Хотелось бы заметить, что сегодняшняя система воспитания больна, неправильна, дети буквально оказываются в панцире родительской любви и заботы, не могут нормально развиваться. Убивается всякая инициатива, мальчики вырастают с психологией плюща, вместо того чтобы стать опорой для семьи, остаются своевольными и капризными, ожидая, что им будут угождать".

Будущий Патриарх Сербский рос в религиозной семье, дети посещали воскресную школу, учили Закон Божий и с первых лет жизни знали "Отче наш". К тому же, признавался он, "когда растешь без родителей, чувство Отца Небесного переживается намного сильнее".

Тетка освободила будущего Патриарха от крестьянских работ из-за того, что мальчик был "очень слаб здоровьем".

"Однажды надо мной уже и свечу поставили, подумали, что умер. Тетка видела, что я не гожусь для сельских работ, и было решено, что мне надо продолжать обучение. Семья оказала важнейшее влияние на мое решение поступить в Духовную Академию, но интерес к физике сохранялся и я занимался ей в свободное время", - рассказывал Патриарх Павел.

Он окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараево, затем продолжил образование на Богословском факультете в Белграде. Тогда, еще в самом начале пути, были у будущего Патриарха и сомнения по поводу правильности его выбора:

«Тогда, на третьем году обучения в семинарии, а это был поздний подростковый период, пришла мне на ум мысль: если Бог наперед знает, что я стану убийцей, игроком или неизвестно каким грешником, могу ли я им не стать? Если не стану, то знание Его ничего не стоит, а если стану — то где же здесь свобода? Сильно меня мучил этот вопрос, и нужен мне был на него ответ. Но довериться кому-нибудь из товарищей — нет уверенности, что получу ответ, ибо их подобные вопросы не интересуют; обратиться к кому-то из преподавателей — тоже не подходит, скажут: вот еретик какой-то, кто его знает…

В таком возрасте вам что угодно может прийти в голову, поэтому я долго носил в себе этот вопрос, пока не наткнулся на ответ у блаженного Августина, который все это объясняет понятием времени. Время, говорит он, — лишь длительность, у которой есть прошлое, настоящее и будущее. Прошлое уже было — его нет; будущее будет — и его нет, а что есть? Есть настоящее, но и его почти нет, оно — точка соприкосновения между прошлым и будущим, в которой будущее постоянно переходит в прошлое. Время действительно для тварных существ, материи, вселенной и тем более для нас, для людей. Мы живем и воспринимаем в категориях времени, пространства и количества. Но для Бога все это не имеет значения. Для Него нет ни прошлого, ни будущего, а существует только вечное настоящее, так что когда мы говорим, что нечто произойдет, это и происходит для нас, но не для Него. И это решило для меня всю проблему. Если бы не это, на моей учебе в семинарии можно было бы поставить точку.»

Но и позже в служении Патриарха были трудные моменты - связанные с малодушием, говорил он: "Малодушие свойственно людям. Но потом, оглядываясь назад, понимаешь, что и неудачи и скорби имеют свой смысл. Вот, помню, как-то шел пешком в монастырь; дорога долгая, дождь льет, зонта нет, под ногами глина мокрая, липкая, едва удается ноги передвигать. Думаю: "Господи, почему же так? Я ведь не в кабак иду, что же происходит?" А потом говорю себе: "А где же моя выдержка, стремление?" Все устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу".

Во время второй мировой войны предстоятель Сербской церкви в числе беженцев оказался в монастыре Святой Троицы на Овчаре, где стал послушником и преподавал Закон Божий детям беженцев. Там он тяжело заболел, врачи диагностировали туберкулез и предсказали всего три месяца жизни. Эти три месяца он провел в монастыре Вуян, где излечился. В знак благодарности он подарил монастырю древний крест.

После окончания войны будущий Патриарх стал насельником монастыря Благовещения на Овчаре, где в 1948 году принял монашеский постриг и был рукоположен в чин иеродиакона. C 1949 по 1955 иеродиакон Павел состоял в братии монастыря Раче, где нес различные монастырские послушания. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха, а в 1957-м - возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах.

29 мая 1957 года в кафедральном соборе Белграда состоялась хиротония архимандрита Павла во епископа Рашко-Призренского. В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия.

В ноябре 1990 года по решению Священного Архиерейского Собора СПЦ епископ Павел (Стойчевич) был избран предстоятелем Сербской Церкви, вместо заболевшего Патриарха Германа. Интронизация 44-го Патриарха Сербской Православной Церкви состоялась 2 декабря 1990 года в кафедральном соборе Белграда.

Позже Святейший Патриарх Павел признался: "Я никогда не ждал и еще меньше этого хотел, - признавался он, - тогда мне было уже 76 лет, а в таком возрасте что-то начинать очень трудно. Но утро вечера мудренее, на следующий день я пришел в себя и стал думать, с чего начать, за что взяться. Знаете, как: есть возможное, есть невозможное, и есть то, что ты должен. Чувство долга и его исполнение - вот главное".

За время своего первосвятительского служения Патриарх Павел посетил многие епархии Сербской Церкви - как на территории бывшей Югославии, так и за границей. Его Святейшество посетил свою паству в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе.

С 13 ноября 2007 года Патриарх Павел находился на стационарном лечении в госпитале Военно-медицинской академии Белграда в связи с несколькими заболеваниями. 8 ноября 2008 года он подписал прошение об отставке, обосновав его немощью, однако 12 ноября Священный архиерейский собой Сербской Православной Церкви принял решение не удовлетворять прошение Патриарха. На следующий день, 13 ноября 2008 года, официально сообщалось, что Патриарх Сербский Павел после встречи с иерархами согласился остаться главой Сербской Православной Церкви. В период болезни предстоятеля Сербской Церкви его функции исполнял Священный синод.


Высказывания Святейшего Патриарха Павла (Сербского)

«Человек не может выбирать ни время, ни место, когда и где ему родиться, ни условия, в которых ему предстоит жить. Это не зависит от нас. Но то, что от нас зависит и чего от нас ждут, состоит в том, чтобы быть людьми - всегда и везде. При всех условиях и всех обстоятельствах.»

«Ум дает нам свет, он - наше внутреннее око, но он холоден. А доброта теплая, но слепая. Вот и установить бы равновесие в развитии ума и доброты, в этом все дело. Иначе ум без доброты переходит в злобу, а доброта без ума - в глупость.»

«Нельзя ожидать, что все получится сразу. Это выражение лености. Хотелось бы по-быстрому того, что может быть достигнуто только трудом.»

«И себе, и другим говорю я: может меня унижать кто угодно, но чтобы унизить меня, нет такого человека на этом свете, кроме одного-единственного, и это я сам. Когда знает он это, тогда человек ощущает стабильность.»

«Будем народом, который защищает и бережет свое, не отнимает чужое и не мстит.»

«Не нужно стесняться никакой работы. И самый грязный труд не может нас унизить. Унижает нас только грех.»

«У человека нет таких обязательств ни перед собой, ни перед ближними, ни пред Богом, которые могли бы освободить его от обязанности быть человеком и дать ему право поступать не по-людски.»

«Много людей, а человек редок.»

«Со стороны нас, христиан, не может быть одобрена война, которая была бы захватнической, где бы попирали мы чужую свободу и отнимали чужое имущество. А защищать свою свободу, свою веру, свои дома, это наша обязанность.»

«Покорять и быть покоренным одинаково катастрофично для национального государства.»

«На языке правды и международного права всякая мысль об отторжении Косово и Метохии значила бы, что на глазах всего мира в XXI веке у демократической страны посреди Европы насильно отнимают часть территории, которая к тому же считается ее духовной колыбелью.»

«Не по-людски и не по-христиански защищать преступление, и было бы непростительным грехом оправдывать чье-либо преступление потому, что совершивший его происходит из народа, к которому принадлежим мы сами.»

Из книги Йована Янича "Павел, Патриарх Сербский. "Будем людьми!". Жизнь и слово Патриарха Павла"



Вернутся в список дня

Вернуться в список месяца

Посмотреть все события за год