прп. Леонид Устьнедумский

(1551-1654)


30 (17) июля

День преставления прп. Леонида Устьнедумского

1654

От рук старца Серапиона принял монашеский постриг прп. Леонид, основатель Устьнедумской пустыни. Несколько лет он был келарем Кожеозерского монастыря, жил в одной келье с прп. Никодимом - будущим пустынником Хозьюгским.


О жизни преподобного Леонида до того времени, как он решил стать иноком, известно крайне немногое. Он происходил из ярославских крестьян и родился в 1551 г. в Благовещенском приходе Пошехонского уезда. Отца его звали Никифором, а мать — Екатериной. Родители позаботились воспитать сына в вере и благочестии, а также обучить его грамоте, «что было тогда редкостью не только в бедном быту пошехонских крестьян, но и в высших классах народа» (12, 668). В 1603 г., когда преподобный Леонид был уже взрослым человеком, он имел видение, изменившее его жизнь. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела ему «идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь и, взявши оттуда ее икону, именуемую Одигитрией, перенести ее в устюжские пределы, в усольский уезд на реку Лузу к Туриной горе, и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до смерти» (12, 669). Надо сказать, что тогда преподобный Леонид отнесся к этому видению более чем недоверчиво. Ведь он был простым крестьянином, и, по понятиям того времени, человеком уже весьма немолодым. Под силу ли будет такому человеку, как он, простолюдину и старику, совершить долгое и трудное путешествие из родного Пошехонья в Архангельскую епархию, а затем на Вологодчину? Да еще и построить где-то там, в неведомом и чужом ему краю, церковь? Кроме того, по своему смирению Леонид решил, что он недостоин того, чтобы ему являлась Божия Матерь. Тем не менее, вскоре он покинул родное село и ушел в Кожеозерский монастырь, в котором принял монашеский постриг.

В это время недавно основанная Кожеезерская обитель переживала тяжелые времена. Именно в эту пору ее будущий настоятель, преподобный Серапион, собирал милостыню по окрестным деревням, тем самым спасая братию от голодной смерти. Но преподобный Леонид с юности привык к лишениям и не боялся их. Возможно, он остался бы в Кожеезерском монастыре навсегда, если бы спустя год или три после его ухода туда его видение не повторилось. И опять он услышал от Божией Матери повеление перенести из Моржегорской пустыни на Вологодчину, на реку Лузу икону Пресвятой Богородицы. Новое видение повергло преподобного Леонида в недоумение и страх. Он не мог понять, почему Божия Матерь поручает столь трудное, и, по человеческим расчетам, совершенно невыполнимое дело, именно ему, человеку, менее всего способному его осуществить? И потому решил уйти еще в более далекие края, надеясь, что там, на краю света, загадочные видения уже не будут смущать его душевный мир. И вот преподобный Леонид покинул Кожеезерский монастырь и отправился на Соловки. В Соловецком монастыре он прожил три года, неся послушание в пекарне. Но человеку невозможно скрыться от Бога, ни в далеких краях, ни, как пророку Ионе, даже в морских глубинах. И надежды преподобного Леонида на то, что Божия Матерь забудет о нем и изберет для основания на Лузе храма кого-то другого, более достойного, не оправдались. На Соловках его видение повторилось в третий раз. На этот раз преподобный Леонид понял, что должен выполнить волю Божией Матери, даже, если она кажется ему невыполнимой. Рассказав о своих видениях игумену Соловецкого монастыря Антонию и получив его благословение, он покинул Соловки и отправился в Моржегорский Николаевский монастырь, находившийся близ Холмогор. Это был тот самый монастырь, куда велела ему идти Божия Матерь, и откуда он должен был перенести в вологодские земли Ее святой образ.

Настоятель Моржегорской обители принял пришлого инока в свой монастырь. Однако преподобный Леонид не решался сказать ему о цели своего прихода. Поэтому он прожил в монастыре целый год, «в великих трудах, постоянно думая о бывших ему сновидениях, ужасаясь и трепеща оттого, что он все еще не исполнил повеленного» (12, 671). И вот Божия Матерь явилась ему во сне в четвертый раз, повторив свое повеление. Тогда преподобный Леонид стал умолять Пречистую показать ему, где находится та икона, которую он должен перенести на Лузу. Пресвятая Дева исполнила его просьбу — он увидел монастырский храм так же ясно, как если бы находился там наяву, а в нем — ту самую икону Божией Матери Одигитрии, о которой говорила Владычица. Пробудившись, преподобный Леонид стал горько плакать и молиться Пресвятой Богородице, а потом поведал настоятелю и братии о своих видениях и о том, ради чего он пришел к ним. Вопреки его сомнениям, что его словам могут просто-напросто не поверить, настоятель внимательно выслушал его рассказ и согласился отдать ему икону Царицы Небесной. После Литургии, отслужив молебен Божией Матери, иноки Моржегорского монастыря с колокольным звоном проводили святой образ Богородицы в далекий путь.

После долгого странствия по северным лесам, преподобный Леонид пришел на Вологодскую землю. Первоначально он решил поселиться «близ Турионй горы, при устье речки Якушицы, впадающей в Лузу верстах в 80 от Устюга» (12, 672). Здесь стоял храм в честь Воскресения Христова. Однако местные жители, узнав о том, что в этих краях поселился монах, по наущению диавола, прогнали его прочь. Пришлось преподобному Леониду снова искать себе пристанища. Но в то самое время, когда он шел, куда глаза глядят, по берегу реки Лузы, Господь и Божия Матерь послали ему помощника в лице богатого местного крестьянина Никиты Назарова. Узнав о горе преподобного Леонида, а также о причинах его странствия, Никита с благоговением помолился перед иконой Божией Матери. А потом предложил преподобному Леониду поселиться в том самом месте, где произошла их встреча, и которое принадлежало ему (12, 673). Более того, он помог преподобному Леониду поострить келью, а также посылал ему еду. Нередко Никита приходил к нему, чтобы поговорить на духовные темы, а также помолиться перед иконой Божий Матери. По его примеру и другие крестьяне стали посещать преподобного Леонида. А, когда они узнали о том, что Сама Пресвятая Богородица повелела ему поселиться в их краях и перенести сюда Свою икону, то поняли, что Царица Небесная благоволит к ним. Поэтому построили для Ее святого образа часовню.

Некоторое время спустя преподобный Леонид отправился в Ростов, где был рукоположен во священника, а также получил благословение на постройку храма и монастыря при нем. В 1608 г. с помощью местных жителей он построил церковь в честь Праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм, в которую была помещена икона Одигитрии, прославившаяся многочисленными чудесами. Так, с помощью Господа и Его Пречистой Матери простой старик-крестьянин смог выполнить дело, которое прежде казалось ему невыполнимым.

Постепенно к преподобному Леониду стали приходить люди, желавшие проводить монашескую жизнь. Он с любовью принимал их. Так вокруг Введенского храма постепенно возник монастырь. Поскольку место, где стоял храм, было болотистым, преподобный Леонид задумал осушить его. И вот, невзирая на свои годы (к тому времени преподобному было уже 60 лет), он в одиночку приступил к делу, с которым смогли бы справиться только несколько молодых и сильных людей. По проискам врага рода человеческого, однажды, когда преподобный Леонид трудился на болоте, копая канал для его осушения, его укусила в левую ногу неведомо откуда взявшаяся в этих краях змея. Преподобный Леонид испугался, поскольку укус мог оказаться ядовитым, и попытался бежать, однако из-за сильной боли в ноге не смог этого сделать. Тогда, понимая, что никто из людей не придет ему на помощь, он стал молиться Богу и Его Пречистой Матери, а затем заьылся сном. Во сне он услышал голос: «не скорби, старче, и не думай бежать, но снова возвратись на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица, и от змеи не будет тебе вреда» (12, 675). Пробудишись, преподобный Леонид снова принялся за свою работу, не думая о случившемся с ним, в надежде на помощь Божию. И действительно, змеиный укус не причинил ему никакого вреда. А в память об этом чуде преподобный Леонид прозвал выкопанный им большой канал «рекой Недумой» (12, 677). По имени этой рукотворной речки его впоследствии стали называть преподобным Леонидом Устьнедумским.

В основанном им монастыре преподобный Леонид прожил до глубокой старости. За несколько лет до смерти он задумал перенести монастырь на другое, более сухое и высокое место на мысу над Черным озером. Ранее он уходил молиться на это место, и поставил на нем Крест. А людям говорил, что впоследствии на этом самом месте будет стоять монастырь, и здесь же будет похоронен и он сам. Перенесение монастыря на другое место произошло, когда преподобному Леониду исполнилось уже около ста лет. В этом ему помогали как монахи, так и местные крестьяне, в том числе Григорий, сын того самого Никиты Назарова, который некогда дал преподобному Леониду свою землю для построения монастыря. 23 мая 1652 г. состоялось торжественное перенесение чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» в новый, построенный для нее, храм. Это было последнее дело, совершенное преподобным Леонидом для своего монастыря. После этого он передал управление обителью своему преемнику, а сам еще два года жил в уединении и безмолвии, покидая свою келью только для посещения храма. Около двух лет спустя, 17 июля 1654 г., он почил о Господе. Этот день стал днем его памяти

Преподобный Леонид был не только создателем монастыря, но и просветителем жившего в тех краях пермского народа (12, 676). При этом он приводил людей ко Христу не только своими беседами и наствлениями, но прежде всего примером собственной подвижнической жизни.

Впоследствии основанный преподобным Леонидом монастырь был закрыт, а Введенский храм сделан приходской церковью. В ней под спудом почивали его святые мощи. А также хранилась колючая и тжелая власяница, которую он носил при жизни. Преподобный Леонид особенно почитался в Вологодской епархии. Однако, начало своей иноческой жизни он положил в Архангельской епархии. И чудотворный образ Божией Матери, который находился в основанном им монастыре, он тоже получил в одной из обителей нашей епархии. В связи с этим можно утверждать, что духовные истоки подвига преподобного Леонида Устьнедумского связаны с Архангельской землей, где его также знают, помнят и почитают.


Монахиня Евфимия Пащенко




Вернутся в список дня

Вернуться в список месяца

Посмотреть все события за год