прп. Никодим Кожеезерский,
Хозьюгский чудотворец
(† 1639)
16 (3) июля 1639
День преставления прп. Никодима Кожеезерского,
Хозьюгского чудотворца
☦ 1639
В истории возрождения Кожеозерского Богоявленского монастыря присутствует немало промыслительных совпадений, которые, конечно же, не могут быть случайными. Так, иеромонах Михей (Разиньков), неся послушание регента в Оптине, отслужил последнюю службу там 3 / 16 июля, в день памяти прп. Никодима Кожеезерского.
Необычный случай произошел, когда оптинские братия первый раз приехали на Кожозеро. Вспоминает иеромонах Михей:
«Подошел ко мне мужичок по имени Игорь, живший у лесников, и интересуется: «Пришел к вам монах?» - «Какой монах?» - спрашиваю. «Да вот только что московский турист плыл на байдарке по Никодимке[1] и видел, как по берегу шел монах и нес мешок картошки. Турист спросил его, куда тот идет. Монах ответил, что несет картошку в монастырь. Ну и каждый отправился своим путем». Я недоумеваю: «Какой монах? В этих местах нет селений, с какой стати по берегу реки Никодимки будет идти монах с картошкой? Может быть, инок Макарий из Оптины узнал, что мы здесь? Вряд ли. Да и как он мог на Никодимке оказаться - ведь тропа на монастырь совсем в другой стороне?
Со временем я понял, что может быть, можно думать, что это был прп. Никодим. Он нес картошку, показывая тем, что не оставляет обитель, будет и духовно окормлять ее. И мы это часто чувствуем. Когда наступают какие-то скорби, понимаешь, что в этом месте их было бы невозможно нести, если бы не помощь таких великих святых, как прпп. Никодим, Серапион, Авраамий и прочих угодников Божиих, которые жили и подвизались на Кожозере.
Еще одна интересная история произошла при написании иконы прп. Никодима. Почему-то перед тем, как писать икону прп. Никодима, иером. Иннокентий (иконописец) спросил меня, не сведущего в иконописных тонкостях: «Какую бороду писать у преподобного: длинную или короткую?» В то время я еще не видел ни одной иконы преподобного, поэтому ответил: «Не знаю». О. Иннокентий говорит: «В прорезях Минеи - борода длинная». Я подумал и говорю: «Мне почему-то кажется, что она не была длинная». Еще раз подумал и говорю: «Пиши с короткой». Казалось бы, какое я имею право говорить это вопреки указаниям, данным в прорези? Позднее удалось разыскать несколько старинных икон преподобного Никодима (XVII-XVIII вв.). Две из них находятся в Архангельске - в Ильинском храме и в Архангельском областном музее изобразительных искусств. Удалось также приобрести икону прп. Никодима XIX века в антикварном магазине. (То, что сохранилось так много икон преподобного, говорит о том, как он был почитаем на Севере!) Что интересно: на всех этих иконах борода у прп. Никодима была … короткая».
[1] Река Хозьюга, на которой подвизался прп. Никодим, со временем была переименована в Никодимку.
Святый праведный Никодим родился в Ярославской губернии, близ града Ростова, в селе Иванькове и наречен во святом крещении Никитою. Родители его были земледельцы, люди трудолюбивые и благочестивые, воспитали его в страхе Божием, научив благонравию и чтению церковных писаний.
В малолетстве он часто находился с отцом в поле. Некогда, быв один и пася стадо родительского скота, он внезапно услышал, как будто свыше от воздуха, голос, взывавший к нему: «Никодим! Никодим!» Пораженный этим необыкновенным голосом, озираясь кругом и не видя никого зовущего, он в испуге возвратился домой и рассказал родителям о случившемся. Родители успокоили его и предвозвестили ему в будущем иной род жизни. Читать далее...
_______________________________________________
Наш монастырь выпустил богато иллюстрированную книгу «Пустынники Русского Севера» с житиями преподобных пустынников Серапиона и Никодима Кожеезерских.