14 (1) июля 2009

День памяти лаврского схиархимандрита
Михаила (Балаева)

(† 2009)

Отец Михаил (в миру – Виктор Федорович Балаев) родился в 7 июля 1924 года в деревне Богородское Загорского района Московской области (ныне пригород Сергиева Посада), в семье крестьян. 
Схиархимандрит Михаил (Балаев)

Окончив семилетнюю школу, а затем Богорородскую профессиональную школу резьбы по дереву (село Богородское издавна славилось мастерством резной игрушки, известно, что богородской деревянной игрушкой играли не только крестьянские дети, но даже и русские царевичи, а сам промысел возник еще в XVI веке), Виктор Балаев приобрел профессию художника скульптора.

18-ти лет его призвали на фронт. В марте 1943 года в составе одной из стрелковых частей 33-й армии Виктор Федорович Балаев участвовал в боях за освобождение Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков. В тех местах проходили наиболее ожесточенные бои, буквально каждая пядь земли была обильно полита солдатской кровью. Несколько советских военных группировок тогда очутились в так называемом «Вяземском котле» и попали под массированный огонь фашистской авиации и артиллерии. Историки полагают, что тогда погибли и пропали без вести около миллиона человек; в их числе — сотни ополченцев, призванных из Зарайска. Попытка прорваться из кольца окружения была предпринята 14 октября 1941 года — в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 

Некоторым удалось вырваться из «Вяземского котла» — им было видение Царицы Небесной.

Вот как это было по воспоминаниям отца Михаила: «Когда определялись места прорыва, то точек было несколько: в районе деревни Мартюхи, где сейчас стоит скит монастыря, в районе деревни Доманово, еще – по реке Курьяновке, там, где строится монастырь, и под деревней Марково. Задача была рассеять внимание неприятеля и сделать так, чтобы хотя бы один из прорывов удался.

1 икона Божией Матери Вяземская.jpg

Прорывались одновременно. Солдат-сослуживец сказал, что, когда они выходили от села Богородицкое по реке Курьяновке, все видели, как над верхушками деревьев шла женщина в длинном платье и жестом руки приглашала за собой, вела и указывала путь. Те, кто видели это явление, поняли, что это никто иной, как Божия Матерь, так как недалеко была церковь в честь ее иконы «Одигитрия».

Шли мы через Сычевку на Вязьму. Весна 1943 года, грязно, болота. Очень тяжело было. Передвигались практически все время пешком. Когда приблизились к Вязьме, нужно было форсировать реку. Было это 12 марта. Над рекой на горе стоял большой собор. Там укрепился немецкий пулеметчик. Несколько атак захлебнулось. Подошла наша очередь, идти по тонкому покрытому водой льду. Я внутренне сказал себе тогда, что если останусь жив, — уйду в монастырь. Наша рота пошла в атаку. Перебежал через реку. Лег в окоп. Посмотрел по сторонам. До берега добежало лишь двое из ста. Так Господь меня спас»

В этом бою был ранен и сам Виктор Балаев. Он очнулся только в госпитале через несколько дней.

 2 О.Михаил.jpg 

Спустя десятилетия, когда отец Михаил узнал, что под Вязьмой планируется создание женского монастыря в память о воинах павших за Отечество, он рассказал историю о явлении Пресвятой Богородицы в 1941 году и благословил написать образ с условным названием «Вяземская ратная». Икона создана в мастерской Валерия и Наталии Колтовых, в Твери. На иконе Божия Матерь представлена во весь рост, парящей на облаке, с Предвечным Младенцем на руках. Внизу - изображена людская река из воинов, идущих на смерть; они показаны как мученики - с крестами в руках подобно мученикам Севастийским (IV в.), загнанным в ледяное озеро за отказ поклониться языческим идолам. 22 февраля 2014 года, во время заупокойного богослужения мясопустной родительской субботы, в Иоанно-Предтеченском соборе г. Зарайска написанная к тому времени икона Божией Матери Одигитрия, именуемая «Вяземская-Ратная» была освящена.

Вернувшись на родину в 1947 году в звании старшего сержанта, Балаев проработал два года художником инструктором в профтехшколе деревни Богородское. Он был включен в членство товарищества союза художников, а потом и областного союза художников. Через несколько лет по окончании войны Виктор Федорович Балаев сдержал данный им Богу обет. 12 июня 1959 года Виктор Федорович был принят послушником в Троице-Сергиеву Лавру. На следующий год он подал прошение на имя Наместника Лавры архимандрита Пимена (Извекова), будущего Патриарха Московского и всея Руси, о пострижении в монашество. В прошении говорилось: «От малых имея горячее желание послужить Богу, смиренно прошу Вашего благословения, отец Наместник, постричь меня в иноческий чин. Обязуюсь все послушания, возложенные Вами и старшими на меня, выполнять добросовестно и сберегать уважение и послушание к братии Лавры и трудиться всегда честно и добросовестно во славу обители преподобного Сергия». Прошение было удовлетворено, и 19 августа 1960 года, в праздник Преображения Господня, Наместником Лавры архимандритом Пименом послушник Виктор был пострижен в монашество с именем Иоасаф, в честь святителя Иоасафа Белгородского (память – 4 сентября). В обители отец Иоасаф нес послушания рабочего кухни, дежурного в проходной будке, пономаря Троицкого собора. Он был одним из ближайших помощников (келейников) Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского).

29 августа 1961 года епископом Николаем (Кутеповым) монах Иоасаф был хиротонисан во иеродиакона, а 18 октября 1969 года – рукоположен в сан иеромонаха. Он был определен на послушание в летнюю Патриаршую резиденцию в Переделкино. 4 апреля 1974 года – возведен во игумена. Спустя четыре года, во внимание к усердному служению на благо Русской Православной Церкви, игумен Иоасаф был награжден юбилейным наперсным крестом с украшениями. В 1988 году с выражением благодарности за понесенные многолетние труды батюшка был освобожден от возложенного послушания и возвращен в Троице-Сергиеву Лавру. Вскоре он подает прошение о пострижении в схимнический образ. В октябре того же года архимандритом Алексием (Кутеповым), Наместником Лавры, архимандрит Иоасаф (Балаев) был пострижен в схиму с именем Михаил. Еще 10 с небольшим лет подвизался отец Михаил в Лавре. Год за годом слабли физические силы старца, но укреплялся его подвижнический дух, а душа приуготовлялась к отшетвию из земной скорбной юдоли в горние обители.

Последние годы пред кончиной, страдая от ран, полученных в годы войны, схиархимандрит Михаил провел в своей келье. 14 июля 2009 года отец Михаил скончался от ишемической болезни сердца. В своем соболезновании Наместнику и братии монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Со скорбью воспринял весть о кончине одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры схиархимандрита Михаила (Балаева). Его почти полувековое монашеское служение началось под покровительством святителя Иоасафа Белгородского. При постриге в схиму его небесным заступником и ходатаем стал святой Архистратиг Божий Михаил, что явилось знамением пламенной веры схиархимандрита Михаила и ревностного служения Господу. Двадцать лет приснопамятный инок с прилежанием во славу Божию нес послушание в Патриаршей резиденции в Переделкино. Его усердием поддерживалось должное благолепие, сохранялась преемственность древних традиций. На протяжении последних двух десятилетий отец Михаил неленостно совершал иноческий подвиг в стенах Троице-Сергиевой Лавры, стяжав уважение и любовь братии. В связи с постигшей утратой выражаю искреннее соболезнование Вам, досточтимый владыка Наместник, и всем насельникам монастыря. Да упокоит Господь душу новопреставленного схиархимандрита Михаила в обителях небесных и сотворит ему вечную память».

Схиархимандрит Михаил был погребен на монастырском кладбище у храма в Деулино Сергиево-Посадского района.

Помяни, Господи, душу раба Твоего, приснопоминаемого схиархимандрита Михаила во Царствии Твоем!

Источник: Сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Вернутся в список дня

Вернуться в список месяца

Посмотреть все события за год